logo search
Методичка по дипломному проектированию ТВ

3.4. Выполнение исследований

Исследования, в зависимости от характера выбранной темы, могут заключаться в определении основных показателей качества товаров отдельных групп; выполнении расчетно-экспериментальных работ; проведении опросов по выявлению мнений покупателей или экспертов о качестве и ассортименте товаров; наблюдении за реализацией товаров в ассортиментном разрезе, а также сборе статистических и (или) других материалов в конкретных предприятиях (организациях) (анализ и обобщение материалов по динамике производства, товарооборота, структуры ассортимента основных экономических показателей и др.).

Особое внимание студента должно быть обращено на правильность подбора практического материала и его систематизацию. Сбор статистических и других материалов в предприятиях (организациях) производится студентами в период практик. Объем и характер собираемых материалов определяются дипломным заданием, рекомендациями научного руководителя и консультанта, спецификой базы практики как объекта изучения.

При обработке и анализе отчетных материалов следует использовать современные методы экономико-статистического анализа (динамические ряды, группировки, средние величины и показатель вариации, корреляционный анализ и др.) с тем, чтобы выявить закономерности. Обработка полученных данных современными методами позволяет повысить научный уровень работы и выявить степень достоверности полученных результатов.

Данные сводятся в таблицы, оформляются в виде диаграмм или графиков. Исследуемый объект желательно изучать в динамике, поэтому рекомендуется сопоставлять данные за ряд лет ,благодаря чему выявляются закономерности и тенденции изменения изучаемых параметров, устанавливаются причины, их обусловливающие, намечаются пути оптимизации. Использование компьютерных технологий избавляет от необходимости проводить трудоемкие расчеты, требующие больших затрат времени; выполнять графические построения и др.

При анализе статистических материалов необходимо обеспечить их сопоставимость. Например, данные о товарообороте следует приводить в действующих и сопоставимых ценах.

Исследование проводится на основе существующих или разработанных студентом программ, методик, анкет, согласованных с научным руководителем.

В случае проведения лабораторного эксперимента необходимо соблюдать все требования, обеспечивающие объективность и достоверность полученных результатов (подготовка образцов, соблюдение методик и условий испытаний, воспроизводимость опытов, обработка результатов исследования).

При использовании экспертных и социологических методов для оценки ассортимента, конкурентоспособности, показателей качества и т.д. следует обосновать число опрашиваемых, рассчитать степень согласованности их мнений, ошибку опыта.

Уровень работ существенно повышается при наличии элементов собственного научного исследования.