17.1. Обслуживание по типу «Шведского стола»
Организация питания по типу «шведского стола» заключается прежде всего в ускорении обслуживания потребителей: время на получение и прием пищи в среднем во время завтрака 15—20 мин, обеда и ужина — 25 — 30 мин.
При обслуживании по типу «шведского стола» потребителям не приходится ждать, когда официанты принесут им заказанные блюда или выпишут счет. Они сами выбирают блюдо по своему вкусу.
Практика показывает, что наиболее удобные интервалы для организации «шведского стола» следующие: завтрак —8—10 ч; обед—12—15 ч; ужин — 17 ч 30 мин — 19 ч 30 мин.
В ресторане выделяют отдельный зал или часть его, удобную для обслуживания (рис. 29). На видном месте у кассы вывешивают объявление о часах работы «шведского стола», о стоимости завтрака или обеда, установленной с учетом 5% дополнительной платы за высокую культуру обслуживания, а также ассортимент продукции, утверждаемый ежедневно.
Организация ужина по типу «шведского стола» допускается в исключительных случаях (обслуживание конгрессов, конференций, симпозиумов и т. д.).
Для обслуживания «шведского стола» приказом по предприятию создается бригада официантов под руководством бригадира. Каждый работник, входящий в бригаду, выполняет конкретный вид работы.
Бригада поваров, как и бригада официантов, должна быть постоянной и освобождена от работы в зале, на производстве. Бригадир официантов или бригадир поваров получает по заборным листам или счету и чеку контрольно-кассовой машины продукцию на завтрак или обед, совместно с членами бригады расставляет продукцию на «шведском столе», следит в течение дня за ассортиментом, по мере реализации пополняет его недостающей продукцией на основании дополнительных записей в заборном листе, счете.
Бригада официантов сервирует обеденные столы, убирает использованную посуду. По просьбе потребителей официанты могут обслужить их за столом — с учетом возраста, физических недостатков и других причин.
При составлении ассортимента блюд для «шведского стола» учитывают время приема пищи (завтрак, обед), принципы рационального питания, спрос потребителей, а также сезон года. Это позволяет каждому потребителю составить свой рацион с учетом индивидуальных особенностей. Здесь же, в зале, может быть организована продажа напитков, табачных изделий за наличный расчет через небольшой бар или с помощью специальных тележек.
В утреннее время при обслуживании по типу «шведского стола» применяют варианты недельного меню туристских завтраков. Широко используют товары в мелкой расфасовке. В меню завтрака рекомендуется включать: салаты, овощи, блинчики, сырники, сметану, каши, мясные, овощные, молочные, яичные блюда, различные соки, мучные кулинарные изделия.
Расчет за завтрак, обед или ужин осуществляет кассир (кассир-контролер) на кассовой машине, специально выделенной для «шведского стола». Машину устанавливают перед входом в зал, где размещен «шведский стол». Каждый потребитель, предварительно оплатив стоимость завтрака, обеда или ужина, получает чек, который кассир обязан погасить (надорвать). При обслуживании группы иностранных туристов чеки печатают на кассовой машине по секции «безналичный расчет» или на отдельной кассовой машине и вручают гиду-переводчику или руководителю группы.
Чтобы разместить определенный ассортимент блюд, «шведский стол» составляют из специальных складных
Предварительная сервировка столов должна соответствовать установленной наценочной категории предприятия и зависеть от вида обслуживания (завтрак, обед). В утреннее время каждый стол сервируют пирожковыми тарелками, закусочными приборами (нож, вилка), чайной ложкой, фужерами, ставят воду со льдом в кувшинах, специи, бумажные и полотняные салфетки, вазы с цветами. В дневное время столы дополнительно сервируют столовыми приборами (нож, вилка, ложка).
Расставлять закуски и блюда На «шведском столе» необходимо таким образом, чтобы потребители могли легко их выбирать. В частности, потребители не должны несколько раз обходить «шведский стол», чтобы сделать себе необходимый набор блюд.
- Оглавление Раздел 1. Средства размещения туристов Тема 1. Классификация гостиниц
- 1.1. Классификация гостиниц по уровню комфорта
- 1.2. Системы классификаций гостиниц в разных странах
- 1.3. Лучшие, крупнейшие и необычные отели мира
- 1.4. Типология зарубежных гостиниц
- Тема 2. Классификация гостиниц в Украине
- 2.1. Общие требования к гостиницам
- 2.2. Требования к гостиницам одна и две звезды (*,**)
- 2.3. Требования к гостиницам категории три звезды (***)
- 2.4. Требования к гостиницам категории четыре и пять звезд (****, *****)
- Раздел 2. Устройство гостиниц Тема 3. Структура зданий гостиниц
- 3.1. Основные принципы сооружения здания гостиницы
- 3.2. Размещение гостиниц в городской инфраструктуре
- 3.3. Функциональная организация зданий гостиниц
- 3.4. Основные блоки помещений гостиниц
- Тема 4. Помещения гостиниц и их обслуживание
- 4.1. Состав помещений гостиницы
- 4.2. Общественные помещения гостиницы
- Условные обозначения, применяемые во Франции
- 4.3. Помещения для гостей
- 4.4. Помещения для персонала и уборка номеров
- Раздел 3. Инженерно-техническое оборудование гостиничных комплексов Тема 5. Санитарно-технические устройства гостиниц
- 5.1. Устройство хозяйственно-питьевого водопровода
- 5.2. Противопожарный водопровод
- 5.3. Автоматические системы пожаротушения
- 5.4. Горячее водоснабжение
- 5.5. Отопление гостиниц. Центральное отопление
- 5.6. Тепловые узлы
- Тема 6. Кондиционирование воздуха, электрооборудование и слаботочное хозяйство
- 6.1. Кондиционирование и вентиляция воздуха
- 6.2. Центральное пылеудаление
- 6.3. Мусороудаление
- 6.4. Лифтовое хозяйство
- 6.5. Электрооборудование
- 6.6. Слаботочное хозяйство
- Раздел 4. Управление гостиницами Тема 7. Управленческая структура гостиниц
- 7.1. Управление гостиницей
- 7.2. Функции управленческой структуры гостиниц
- 7.3. Управляющий и его роль в жизни гостиницы
- 7.4. Группа исполнительных директоров
- 7.5. Формы управления
- Тема 8. Назначение и структура служб гостиницы
- 8.1. Организация основных служб гостиницы
- 8.2. Службы гостиниц и их характеристика
- 8.3. Функции и структура административно-хозяйственной службы
- 8.4. Служба безопасности – предотвращение краж
- 8.5. Прачечная
- Тема 9. Обслуживающий персонал гостиницы
- 9.1. Требования к обслуживающему персоналу
- 9.2. Обязанности главного администратора
- 9.3. Обслуживающий персонал гостиницы
- 9.4. Консьержи
- 9.5. Обязанности дневной и вечерней смен
- 10.2. Кухня
- 10.3. Рестораны
- 10.4. Бары
- Типы баров в больших отелях
- 10.5. Секция уборки внутренних помещений и мойки посуды
- 1. Директор пищевого комплекса.
- 2. Кухня.
- 3. Рестораны.
- Тема 11. Управляющий рестораном и его должностные обязанности
- 11.1. Работа с кадрами
- 11.2. Управление финансовой деятельностью Бухгалтерия
- Контроль за уровнем расходов
- 11.3. Административная работа
- Управление производством
- Обслуживание
- Санитарное состояние и меры безопасности
- Тема 12. Классификация ресторанов
- 12.1. Полносервисные рестораны
- 12.2. Специализированные рестораны
- 12.2.1. Рестораны быстрого обслуживания Fast Food
- 12.2.2. Гамбургеры
- 12.2.3. Пицца
- 12.2.4. Цыпленок
- 12.2.5. Бифштексы
- 12.2.6. Морепродукты
- 12.2.7. Блины
- 12.2.8. Сэндвичи
- 12.2.9. Семейные рестораны
- 12.2.10. Рестораны национальной кухни
- 12.2.11. Тематические рестораны
- 12.2.12. Обеды на каждый день и «обеденные дома»
- Тема 13. Производственные помещения ресторана и их оборудование
- 13.1. Характеристика технологического процесса на предприятиях общественного питания
- 13.2. Заготовочные цехи
- Мясной цех
- Рыбный цех
- Овощной цех
- 13.3. Холодный цех
- 13.4. Горячий цех
- 13.5. Кондитерский цех
- 13.6. Моечная кухонной посуды
- 13.7. Складское хозяйство
- Вопросы для контроля
- Тема 14. Торговые помещения ресторана, их оборудование
- 14.1. Виды торговых помещений
- 14.2. Интерьер ресторана
- 14.3. Оборудование залов
- 14.4. Буфеты
- 14.5. Бар при ресторане
- 14.6. Сервизная
- 14.7. Моечная столовой посуды
- 14.8. Контрольно-кассовые машины
- 14.9. Бельевая и гладильная
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 15. Меню ресторанов. Столовая посуда. Бельё
- 15.1. Назначение и принципы составления меню
- 15.2. Виды меню
- 15.3. Столовая посуда
- 15.4. Столовые приборы
- 15.5. Столовое бельё
- Тема 16. Принципы обслуживания
- 16.1. Типы ресторанного обслуживания
- 1. Французское обслуживание
- 16.2. Обслуживание посетителей
- 16.3. Расстановка мебели в зале и планировка помещений
- 16.4. Подготовка к обслуживанию потребителей, обязанности метрдотеля и официантов
- 16.4.1. Обязанности метрдотеля
- 16.4.2. Требования, предъявляемые к официанту
- 16.4.3. Форменная одежда обслуживающего персонала
- 16.4.4. Методы организации труда официантов, графики выхода на работу
- 16.4.5. Уборка помещений ресторана, расстановка мебели в зале
- 16.4.6. Получение и подготовка столового белья, посуды. Приборов
- 16.4.7. Накрытие столов скатертями, приёмы складывания салфеток
- 16.4.8. Предварительная сервировка стола
- 16.5. Обслуживание потребителей в зале ресторана
- 16.5.1. Встреча и размещение потребителей за столами
- 16.5.2. Приём заказа
- 16.5.3. Выполнение заказа
- Тема 17. Специальные формы организации питания
- 17.1. Обслуживание по типу «Шведского стола»
- 17.2. Обслуживание в номерах гостиниц
- 17.3. Обслуживание участников съездов, конгрессов, совещаний
- 17.4. Обслуживание праздничных вечеров
- 17.5. Прогрессивные формы обслуживания
- Тема 18. Обслуживание банкетов и приёмов
- 18.1. Порядок обслуживания торжеств
- Права и обязанности заказчика
- 18.2. Банкет за столом с полным обслуживанием официантами
- 18.3. Банкет с частичным обслуживанием официантами
- 18.4. Банкет-фуршет
- 18.5 Банкет- коктейль
- 18.6. Банкет-чай
- 18.7. Обслуживание свадебного банкета
- Тема 19. Маркетинг и бюджет ресторана
- 18.1. Маркетинг ресторана
- Суггестивный сервис
- 19.2. Бюджет ресторана
- Регулируемые расходы
- Бухгалтерия ресторана
- 19.3. Балансовый отчет деятельности ресторана
- Отчет о прибылях и убытках
- Коэффициент издержек
- Процент рентабельности пищевой продукции
- Доля прибыли в валовом доходе
- Доля зарплаты в общих (бюджетных) расходах
- Прямые (основные) затраты
- Контроль