17.4. Обслуживание праздничных вечеров
Такие праздники, как Масленица, Новый год,1 Мая, 8 марта, День шахтёра и другие, отмечают в ресторане семьями, большими коллективами. В ресторане организуют встречи ветеранов революции, Великой Отечественной войны. Для проведения этих встреч оформление зала должно носить соответствующий праздничный и торжественный характер. В эти дни столы украшают, например, красными гвоздиками, всевозможной зеленью. Зачастую на подобные торжества прибывают гости из зарубежных стран. В таких случаях на столы ставят национальные флажки, а в меню включают национальные блюда. По-особому составляют и музыкальную программу, предусматривая революционные песни и мелодии, а также песни времен гражданской и Великой Отечественной войн.
В день 8 Марта в ресторанах проводят праздничные завтраки, обеды, ужины, сопровождаемые музыкой, цветами.
Праздничное меню включает закуски (небольшими порциями), блюда из птицы, широкий ассортимент сладких блюд и мучных кулинарных изделий, кондитерские изделия, фрукты.
Репертуар оркестра в этот день состоит из лирических песен, легкой танцевальной музыки.
Стало повсеместной традицией отмечать в ресторане дни рождения. Среди мероприятий этого вечера — преподнесение виновнику торжества торта, украшенного свечами.
Существует своеобразный ритуал поздравления. Метрдотель или официант в особом помещении зажигает свечи на торте. После произнесения первого тоста официант вносит торт в зал. В зале убавляют свет, оставляя лишь контрольное освещение. Торт ставят на круглое фарфоровое или мельхиоровое блюдо. В полутемном помещении, красиво оформленный, с зажженными свечами торт создает торжественное настроение. Метрдотель поздравляет «новорожденного» и вручает ему специальное приспособление для гашения свечей. Чтобы свечи быстро не таяли, их предварительно кладут в холодильник. При подаче на стол на зажженные свечи иногда надевают фарфоровые капсулы с пружинкой, которые предохраняют глаза от яркого пламени свечи.
Масленица — это древний обычай. Он берет свое начало от древнеславянского праздника «Проводы зимы» и означает переход к весне и весенним земледельческим работам. По старинной традиции в этот праздник на стол подают русские блины. Это аппетитное, сытное блюдо имеет большую калорийность.
Традиционно блины пекут на круглой чугунной сковороде. Подают их уложив стопкой на сковороду, но без крышки, так как она сразу же запотевает и блины становятся мокрыми. Поэтому стопку блинов лучше накрывать полотняной салфеткой. В соусниках к блинам подают топленое масло и сметану.
В масленичную неделю в ресторане подают блюда русской кухни: заливной судак или осетр, блины с семгой, лососина или кета, икра зернистая или кетовая. На первое предлагают куриную похлебку с грибами, на второе — пожарские котлеты, на сладкое — яблоко в слойке, медовый напиток.
Новый год — праздник особый. В этот праздничный вечер встречаются семьи, друзья, коллеги по работе. В соответствии с новогодней тематикой оформляют зал ресторана, разрабатывают меню, определяют сервировку столов. Нередко к новогоднему вечеру оформляют пригласительные билеты, что упрощает работу обслуживающего персонала, связанную с встречей гостей.
Обслуживание предновогодних вечеров и торжеств в ресторанах требует большой подготовительной работы: оповещение населения через печать, радио, телевидение, рекламные объявления о перечне предприятий, где проводятся
эти вечера, о порядке приобретения билетов, о стоимости праздничного ужина.
В ресторанах предварительно расставляют столы на 4, 6, 8, 12 мест, определяют общее количество мест, нумеруют столы.
Праздничное меню должно включать разнообразный ассортимент блюд и напитков, в том числе фирменных. Покупая пригласительный билет на праздничный ужин, заказчик должен знать меню, план зала, размещение столов. В пригласительном билете указывают наименование ресторана, адрес, дату, время сбора гостей, номер столика, программу вечера, а также название или номер зала в тех ресторанах, где есть несколько залов. Меню может быть вложено в пригласительный билет и одновременно вручено гостю. Красочно оформленный билет служит как бы своеобразным сувениром ресторана.
К оформлению зала в этот день предъявляют особые требования. В центре зала устанавливают украшенную елку. Особый эффект всегда производят световые вспышки и сигналы от цветных лампочек на елке. Здесь же может быть организована продажа карнавальных масок, сувениров, шаров, серпантина, цветов.
В обязанности метрдотеля входит инструктаж официантов перед началом обслуживания. Он знакомит их с порядком обслуживания, особенностями сервировки столов, меню ужина, а также с дополнительным ассортиментом блюд и напитков.
Получив подробный инструктаж, официанты за полчаса до съезда гостей заканчивают сервировку столов и расстановку холодных закусок, напитков, фруктов.
Новогодние столы сервируют изысканной посудой и мельхиоровыми столовыми приборами. В качестве сервировки используют закусочную и пирожковую тарелки, два-три прибора — закусочный (для рыбы, мяса) и столовый, фужер, бокал для шампанского, рюмку для вина и водки. На закусочную тарелку ставят или кладут сложенную полотняную салфетку. В качестве элементов новогоднего украшения используют искусственные елочки, еловые ветки, а также цветы в вазах.
Для новогоднего ужина повара ресторана готовят несколько видов закуски. Традиционными являются красиво оформленные горячие блюда, преимущественно птица или дичь, сладкое блюдо и фрукты. Обязательно подают шампанское. Поскольку в новогодний вечер меню для всех участников одинаково, то закуски и блюда подают на все столы одновременно, причем холодные закуски ставят на столы заранее.
Праздничная сервировка столов достигается безукоризненно накрахмаленными белоснежными скатертями, хрусталем, букетами цветов, красиво уложенными в . вазах фруктами.
При входе в зал метрдотель радушно встречает гостей, поздравляет их с праздником и помогает найти место за столом. Здесь же должен находиться и официант, который также поздравляет гостей с праздником и предлагает занять места.
Принято до наступления торжественной минуты, т. е. до 24 ч, в зале иметь неполное освещение или ставить на столы зажженные свечи. В 23 ч 45 мин метрдотель включает радиотрансляцию. Как только гости прослушают бой курантов на Спасской башне Кремля, а также поздравление с Новым годом, в зале зажигают полный свет. Искусство официантов состоит в том, чтобы именно в этот момент своевременно открыть и подать гостям охлажденное шампанское. Тут же официанты начинают раскладывать закуски на тарелки гостей.
Поскольку обслуживание в новогоднюю ночь начинается с 23 ч 31 декабря и завершается в 5 —6 ч утра 1 января, то в меню включают помимо закусок одно-два вторых блюда, фрукты, горячие напитки, шампанское, минеральную и фруктовую воду или фирменный напиток, иногда включают водку (не более 100 г на человека). Кроме блюд, напитков, фруктов, кондитерских изделий, включенных в меню, предусматривают подачу некоторых закусок и горячих фирменных блюд, а также фруктов и кондитерских изделий по дополнительному, индивидуальному заказу посетителей.
Количество блюд в меню рассчитывают исходя из того, что холодные закуски предусматриваются 1/4, 1/2 порции на человека, горячая закуска — 1/2 порции. Шампанское ставят на стол из расчета — одна бутылка на четырех человек, фруктовую, минеральную воду — бутылка на одного, фирменный напиток—1—2 стакана на человека.
В процессе обслуживания официанты раскладывают закуски, наливают напитки, подают горячие закуски, следят за порядком на столе — убирают использованную посуду и приборы. Горячие закуски и блюда, десерт и горячие напитки желательно подавать так, чтобы ставить блюда одновременно на все столы.
Перед подачей десерта на столах остаются только напитки и фрукты. Завершается обслуживание подачей черного кофе или чая.
Вполне уместно, если в новогоднюю ночь в ресторан «придет» Дед Мороз, который вместе с артистами по заранее составленной программе выступит перед гостями.
По инициативе работников ресторана нередко проводят лотерею. Для разыгрывания используют сувениры и игрушки. Иногда разыгрывается коробка конфет, бутылка шампанского, красиво оформленное кулинарное или кондитерское изделие.
При подготовке к проведению лотереи метрдотель подсчитывает количество четырехместных столов и заказывает талоны с их номерами. Талоны, подписанные и скрепленные печатью, скручивают в трубочку и кладут в пустое ведерко для шампанского. Под звуки оркестра гости вынимают их. Того, кто вытащил счастливый номер, метрдотель поздравляет с выигрышем и вручает подарок. Кулинарное изделие могут вручить повара, одетые в белые колпаки. Если на вечере присутствуют иностранные туристы, то под салфетку заранее можно положить какой-либо сувенир, например матрешку или ложку, причем стоимость сувениров должна входить в счет.
- Оглавление Раздел 1. Средства размещения туристов Тема 1. Классификация гостиниц
- 1.1. Классификация гостиниц по уровню комфорта
- 1.2. Системы классификаций гостиниц в разных странах
- 1.3. Лучшие, крупнейшие и необычные отели мира
- 1.4. Типология зарубежных гостиниц
- Тема 2. Классификация гостиниц в Украине
- 2.1. Общие требования к гостиницам
- 2.2. Требования к гостиницам одна и две звезды (*,**)
- 2.3. Требования к гостиницам категории три звезды (***)
- 2.4. Требования к гостиницам категории четыре и пять звезд (****, *****)
- Раздел 2. Устройство гостиниц Тема 3. Структура зданий гостиниц
- 3.1. Основные принципы сооружения здания гостиницы
- 3.2. Размещение гостиниц в городской инфраструктуре
- 3.3. Функциональная организация зданий гостиниц
- 3.4. Основные блоки помещений гостиниц
- Тема 4. Помещения гостиниц и их обслуживание
- 4.1. Состав помещений гостиницы
- 4.2. Общественные помещения гостиницы
- Условные обозначения, применяемые во Франции
- 4.3. Помещения для гостей
- 4.4. Помещения для персонала и уборка номеров
- Раздел 3. Инженерно-техническое оборудование гостиничных комплексов Тема 5. Санитарно-технические устройства гостиниц
- 5.1. Устройство хозяйственно-питьевого водопровода
- 5.2. Противопожарный водопровод
- 5.3. Автоматические системы пожаротушения
- 5.4. Горячее водоснабжение
- 5.5. Отопление гостиниц. Центральное отопление
- 5.6. Тепловые узлы
- Тема 6. Кондиционирование воздуха, электрооборудование и слаботочное хозяйство
- 6.1. Кондиционирование и вентиляция воздуха
- 6.2. Центральное пылеудаление
- 6.3. Мусороудаление
- 6.4. Лифтовое хозяйство
- 6.5. Электрооборудование
- 6.6. Слаботочное хозяйство
- Раздел 4. Управление гостиницами Тема 7. Управленческая структура гостиниц
- 7.1. Управление гостиницей
- 7.2. Функции управленческой структуры гостиниц
- 7.3. Управляющий и его роль в жизни гостиницы
- 7.4. Группа исполнительных директоров
- 7.5. Формы управления
- Тема 8. Назначение и структура служб гостиницы
- 8.1. Организация основных служб гостиницы
- 8.2. Службы гостиниц и их характеристика
- 8.3. Функции и структура административно-хозяйственной службы
- 8.4. Служба безопасности – предотвращение краж
- 8.5. Прачечная
- Тема 9. Обслуживающий персонал гостиницы
- 9.1. Требования к обслуживающему персоналу
- 9.2. Обязанности главного администратора
- 9.3. Обслуживающий персонал гостиницы
- 9.4. Консьержи
- 9.5. Обязанности дневной и вечерней смен
- 10.2. Кухня
- 10.3. Рестораны
- 10.4. Бары
- Типы баров в больших отелях
- 10.5. Секция уборки внутренних помещений и мойки посуды
- 1. Директор пищевого комплекса.
- 2. Кухня.
- 3. Рестораны.
- Тема 11. Управляющий рестораном и его должностные обязанности
- 11.1. Работа с кадрами
- 11.2. Управление финансовой деятельностью Бухгалтерия
- Контроль за уровнем расходов
- 11.3. Административная работа
- Управление производством
- Обслуживание
- Санитарное состояние и меры безопасности
- Тема 12. Классификация ресторанов
- 12.1. Полносервисные рестораны
- 12.2. Специализированные рестораны
- 12.2.1. Рестораны быстрого обслуживания Fast Food
- 12.2.2. Гамбургеры
- 12.2.3. Пицца
- 12.2.4. Цыпленок
- 12.2.5. Бифштексы
- 12.2.6. Морепродукты
- 12.2.7. Блины
- 12.2.8. Сэндвичи
- 12.2.9. Семейные рестораны
- 12.2.10. Рестораны национальной кухни
- 12.2.11. Тематические рестораны
- 12.2.12. Обеды на каждый день и «обеденные дома»
- Тема 13. Производственные помещения ресторана и их оборудование
- 13.1. Характеристика технологического процесса на предприятиях общественного питания
- 13.2. Заготовочные цехи
- Мясной цех
- Рыбный цех
- Овощной цех
- 13.3. Холодный цех
- 13.4. Горячий цех
- 13.5. Кондитерский цех
- 13.6. Моечная кухонной посуды
- 13.7. Складское хозяйство
- Вопросы для контроля
- Тема 14. Торговые помещения ресторана, их оборудование
- 14.1. Виды торговых помещений
- 14.2. Интерьер ресторана
- 14.3. Оборудование залов
- 14.4. Буфеты
- 14.5. Бар при ресторане
- 14.6. Сервизная
- 14.7. Моечная столовой посуды
- 14.8. Контрольно-кассовые машины
- 14.9. Бельевая и гладильная
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 15. Меню ресторанов. Столовая посуда. Бельё
- 15.1. Назначение и принципы составления меню
- 15.2. Виды меню
- 15.3. Столовая посуда
- 15.4. Столовые приборы
- 15.5. Столовое бельё
- Тема 16. Принципы обслуживания
- 16.1. Типы ресторанного обслуживания
- 1. Французское обслуживание
- 16.2. Обслуживание посетителей
- 16.3. Расстановка мебели в зале и планировка помещений
- 16.4. Подготовка к обслуживанию потребителей, обязанности метрдотеля и официантов
- 16.4.1. Обязанности метрдотеля
- 16.4.2. Требования, предъявляемые к официанту
- 16.4.3. Форменная одежда обслуживающего персонала
- 16.4.4. Методы организации труда официантов, графики выхода на работу
- 16.4.5. Уборка помещений ресторана, расстановка мебели в зале
- 16.4.6. Получение и подготовка столового белья, посуды. Приборов
- 16.4.7. Накрытие столов скатертями, приёмы складывания салфеток
- 16.4.8. Предварительная сервировка стола
- 16.5. Обслуживание потребителей в зале ресторана
- 16.5.1. Встреча и размещение потребителей за столами
- 16.5.2. Приём заказа
- 16.5.3. Выполнение заказа
- Тема 17. Специальные формы организации питания
- 17.1. Обслуживание по типу «Шведского стола»
- 17.2. Обслуживание в номерах гостиниц
- 17.3. Обслуживание участников съездов, конгрессов, совещаний
- 17.4. Обслуживание праздничных вечеров
- 17.5. Прогрессивные формы обслуживания
- Тема 18. Обслуживание банкетов и приёмов
- 18.1. Порядок обслуживания торжеств
- Права и обязанности заказчика
- 18.2. Банкет за столом с полным обслуживанием официантами
- 18.3. Банкет с частичным обслуживанием официантами
- 18.4. Банкет-фуршет
- 18.5 Банкет- коктейль
- 18.6. Банкет-чай
- 18.7. Обслуживание свадебного банкета
- Тема 19. Маркетинг и бюджет ресторана
- 18.1. Маркетинг ресторана
- Суггестивный сервис
- 19.2. Бюджет ресторана
- Регулируемые расходы
- Бухгалтерия ресторана
- 19.3. Балансовый отчет деятельности ресторана
- Отчет о прибылях и убытках
- Коэффициент издержек
- Процент рентабельности пищевой продукции
- Доля прибыли в валовом доходе
- Доля зарплаты в общих (бюджетных) расходах
- Прямые (основные) затраты
- Контроль