2.1. Общие требования к гостиницам
В Украине, как и в других странах постсоветского пространства, некоторое время действовало «Положение об отнесении гостиниц к разрядам, а номеров к категориям». Это положение совместно с Прейскурантом № К-05 на услуги гостиниц издавалось дважды в 1979 и 1984 гг.
Этим Положением, в зависимости от уровня комфорта номеров, коммунального благоустройства, развития служб обслуживания (общественного питания, службы быта, торговли, связи), размеров и видов общественных помещений гостиницы подразделялись на разряды: «Люкс», «Высший А», «Высший Б», I, II, III, IV, мотели — «Высший А», «Высший Б», I, II и III.
Аттестация гостиниц проводилась министерствами и ведомствами, в ведении которых они находились. После прохождения аттестации, предприятиям выдавались свидетельства соответствующего разряда.
Предпринимались попытки классификации гостиниц по Европейскому типу классификации.
Так, в 1991 г. Государственным Комитетом» Украины по жилищно-коммунальному хозяйству были изданы Рекомендации «О порядке отнесения коммунальных гостиниц Украины к международной классификации» № Р204 Украина 235-91.
Рекомендации вводились в целях унификации требований к гостиницам в соответствии с действующими международными стандартами. При этом гостиницы классифицировались по четырем категориям (звездам).
Исходными и обязательными для отнесения гостиниц к международной классификации являлись «Общие требования». При условии соответствия гостиниц «Общим требованиям», они уже соответствовали категории одна звезда (*).
Отнесение гостиниц к международной классификации не изменяло их разрядность, установленную в соответствии с действующим «Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям».
Рекомендации были разработаны на основании Критериев классификации гостиниц системы Госкоминтуриста СССР утвержденных в 1990 г.
В 1994 г. Государственным Комитетом Украины по туризму было издано «Положение о государственной аттестации и перерегистрации гостиниц, мотелей, кемпингов, туристских баз и комплексов, а также предприятий общественного питания Украины, которые принимают и обслуживают туристов».
В основе этого Положения лежит европейская система классификации системы звезд, которой соответствуют определенный уровень материально-технической базы, уровень обслуживания и т.д. Высшая категория определялась в 5 звезд (*****), низшая — 1 звезда (*).
В 1994 г. в России был разработан по Европейскому типу новый ГОСТ Р50645-94 «Туристско-экскурсное обслуживание. Классификация гостиниц».
25 апреля 1995 г. десятью членами Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации, действующего в рамках СНГ, этот ГОСТ (под другим номером) был принят для использования в своих странах.
Приказом Госстандарта Украины № 99 от 4 марта 1996 г. ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» был введен в действие в Украине с 1 января 1997 г.
ГОСТ устанавливает классификацию гостиниц (мотелей) различных организационно-правовых форм, вместимостью не менее 10 номеров. Классификация не распространяется на дома и помещения, сдаваемые в наем для проживания.
В ГОСТе содержатся общие требования к гостиницам, в которых говорится о том, что их классификация осуществляется по категориям и она основана на комплексе требований к:
материально-техническому обеспечению;
номенклатуре и качеству предоставляемых услуг;
уровню обслуживания.
Категория обозначается специальным символом — «*» (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня качества обслуживания.
В ГОСТе имеются требования, предъявляемые к гостиницам любой категории. Так, гостиницы должны иметь:
удобные подъездные пути с необходимыми дорожными знаками;
благоустроенную и освещенную прилегающую территорию;
площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки и маневрирования автотранспорта, включая автобус;
вывеску с названием гостиницы и указанием ее категории;
вывеску с названием ресторана, если предусмотрен в него отдельный вход;
архитектурно-строительные решения здания гостиниц и его оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02;
расположение в благоприятных экологических условиях;
все необходимое для обеспечения безопасности жизни, здоровья гостей и сохранности их имущества;
системы противопожарной защиты, системы оповещения о пожарах;
четкую организацию по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, систему удаления отходов, эффективную защиту от насекомых и грызунов.
Гостиницы должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими:
горячее и холодное водоснабжение круглосуточно, а если бывают перебои в водоснабжении, необходимо иметь емкости для суточного запаса воды;
канализацию;
отопление, поддерживающее температуру не ниже 18,5°С в жилых и общественных помещениях;
вентиляцию (естественную или принудительную), обеспечивающую циркуляцию воздуха, исключающую проникновение посторонних запахов в номера и общественные помещения;
радиовещание и телевидение с подводкой во все номера;
телефонную связь;
освещение в номерах естественное (не менее одного окна) и искусственное, обеспечивающее при лампах накаливания — 100 люкс, при люминесцентных лампах — 200 люкс, в коридорах круглосуточное естественное или искусственное освещение.
При проектировании новых гостиниц или реконструкции старых необходимо предусматривать условия для приема инвалидов, использующих кресла на колясках.
В Приложении «А» (далее Приложение) к ГОСТу изложены индивидуальные требования, предъявляемые к гостиницам различных категорий.
Перечислим вначале требования, изложенные в Приложении, идентичные для всех категорий гостиниц без исключения:
вход для гостей должен быть отдельным от служебного входа;
вход в ресторан (кафе, бар) должен быть из гостиницы;
автостоянка в мотелях должна быть охраняемой с количеством мест 80% от количества номеров;
лифт в зданиях гостиниц должен работать круглосуточно;
в общественных помещениях (вестибюлях) должны быть установлены (в кабине или под акустическим колпаком) городской, междугородный и международный телефоны.
Во всех номерах должны быть:
замки в дверях с внутренним предохранителем;
освещение номеров от потолочного (настенного) или напольного светильника;
светильник над умывальником;
электророзетки с указателями напряжения;
радиоприемники;
комплект постельного белья должен включать: матрас с наматрасником, две подушки, одеяло, дополнительное одеяло, покрывало на кровать, простыню, пододеяльник, наволочки льняные или хлопчатобумажные;
прикроватная тумбочка у каждого спального места;
шкаф с полками, вешалкой и плечиками (не менее 5 шт. на место);
вешалка для верхней одежды и головных уборов;
полка (подставка) для багажа;
плотные занавесы (или жалюзи), обеспечивающие затемнение помещения;
щетки (одежная, сапожная);
ключ комбинированный для открывания бутылок;
пепельницы;
информационные материалы о предоставляемых гостиничных услугах;
противопожарные инструкции, инструкции о действиях в экстремальных условиях, характерных для данного места (оползни в горах, землетрясения и т.д.).
В санузлах должны быть полки для туалетных принадлежностей, коврики, полотенцедержатели, крючки для одежды, два полотенца, одно из них банное, туалетное мыло, держатель для туалетной бумаги, туалетная бумага с резервным рулоном, крышка для унитаза (в футляре), корзина для мусора.
Вблизи общественных помещений должны быть туалеты, оборудованные туалетными кабинами, умывальником с зеркалом, электророзеткой, туалетной бумагой, мылом, бумажными салфетками или электрополотенцами, крючками для одежды, корзинами для мусора.
В общественных помещениях должна быть мебель и другое оборудование, соответствующее функциональному назначению.
Служба приема (рецепция) с зоной для отдыха и ожидания должна быть оборудована креслами, диванами, стульями, столами и журнальными столиками.
В общественных помещениях должно быть специальное напольное покрытие (гранитное, мраморное, мозаичное).
Для хранения ценностей должен быть сейф. В вестибюле предусматривается гардероб. Служба приема должна работать круглосуточно. Уборка номеров производится горничной.
Должны быть организованы стирка и глажение одежды, а также мелкий ремонт одежды.
Предусматриваются:
почтовые и телеграфные услуги;
вручение корреспонденции гостям;
хранение багажа;
вызов такси;
бронирование и/или продажа билетов в театры, на спортивные, зрелищные мероприятия.
Должна быть обеспечена туристская информация. Медицинские услуги: вызов скорой помощи, пользование аптечкой.
Требования к персоналу и его подготовке: письменные стандарты (инструкции) для персонала, фиксирующие функциональные обязанности и установленные правила работы, руководители и персонал должны пройти профессиональную подготовку, соответствующую выполняемой работе и по обеспечению безопасности в гостинице; персонал периодически обязан проходить медицинское освидетельствование. Коллектив гостиницы должен быть способен создавать атмосферу гостеприимства, в отношении гостей проявлять доброжелательность.
Однако в каждом разделе Приложения имеются нормативные требования, относящиеся только к отдельной категории гостиниц и по сути они и устанавливают разницу между ними.
Учитывая то, что гостиницы одно- и двухзвездочные мало чем отличаются друг от друга, также как и четырехзвездочные от пятизвездочных, рассмотрим эти требования, группируя гостиницы на три группы: одно-двухзвездочные, трехзвездочные и четырех-пятизвездочные.
- Оглавление Раздел 1. Средства размещения туристов Тема 1. Классификация гостиниц
- 1.1. Классификация гостиниц по уровню комфорта
- 1.2. Системы классификаций гостиниц в разных странах
- 1.3. Лучшие, крупнейшие и необычные отели мира
- 1.4. Типология зарубежных гостиниц
- Тема 2. Классификация гостиниц в Украине
- 2.1. Общие требования к гостиницам
- 2.2. Требования к гостиницам одна и две звезды (*,**)
- 2.3. Требования к гостиницам категории три звезды (***)
- 2.4. Требования к гостиницам категории четыре и пять звезд (****, *****)
- Раздел 2. Устройство гостиниц Тема 3. Структура зданий гостиниц
- 3.1. Основные принципы сооружения здания гостиницы
- 3.2. Размещение гостиниц в городской инфраструктуре
- 3.3. Функциональная организация зданий гостиниц
- 3.4. Основные блоки помещений гостиниц
- Тема 4. Помещения гостиниц и их обслуживание
- 4.1. Состав помещений гостиницы
- 4.2. Общественные помещения гостиницы
- Условные обозначения, применяемые во Франции
- 4.3. Помещения для гостей
- 4.4. Помещения для персонала и уборка номеров
- Раздел 3. Инженерно-техническое оборудование гостиничных комплексов Тема 5. Санитарно-технические устройства гостиниц
- 5.1. Устройство хозяйственно-питьевого водопровода
- 5.2. Противопожарный водопровод
- 5.3. Автоматические системы пожаротушения
- 5.4. Горячее водоснабжение
- 5.5. Отопление гостиниц. Центральное отопление
- 5.6. Тепловые узлы
- Тема 6. Кондиционирование воздуха, электрооборудование и слаботочное хозяйство
- 6.1. Кондиционирование и вентиляция воздуха
- 6.2. Центральное пылеудаление
- 6.3. Мусороудаление
- 6.4. Лифтовое хозяйство
- 6.5. Электрооборудование
- 6.6. Слаботочное хозяйство
- Раздел 4. Управление гостиницами Тема 7. Управленческая структура гостиниц
- 7.1. Управление гостиницей
- 7.2. Функции управленческой структуры гостиниц
- 7.3. Управляющий и его роль в жизни гостиницы
- 7.4. Группа исполнительных директоров
- 7.5. Формы управления
- Тема 8. Назначение и структура служб гостиницы
- 8.1. Организация основных служб гостиницы
- 8.2. Службы гостиниц и их характеристика
- 8.3. Функции и структура административно-хозяйственной службы
- 8.4. Служба безопасности – предотвращение краж
- 8.5. Прачечная
- Тема 9. Обслуживающий персонал гостиницы
- 9.1. Требования к обслуживающему персоналу
- 9.2. Обязанности главного администратора
- 9.3. Обслуживающий персонал гостиницы
- 9.4. Консьержи
- 9.5. Обязанности дневной и вечерней смен
- 10.2. Кухня
- 10.3. Рестораны
- 10.4. Бары
- Типы баров в больших отелях
- 10.5. Секция уборки внутренних помещений и мойки посуды
- 1. Директор пищевого комплекса.
- 2. Кухня.
- 3. Рестораны.
- Тема 11. Управляющий рестораном и его должностные обязанности
- 11.1. Работа с кадрами
- 11.2. Управление финансовой деятельностью Бухгалтерия
- Контроль за уровнем расходов
- 11.3. Административная работа
- Управление производством
- Обслуживание
- Санитарное состояние и меры безопасности
- Тема 12. Классификация ресторанов
- 12.1. Полносервисные рестораны
- 12.2. Специализированные рестораны
- 12.2.1. Рестораны быстрого обслуживания Fast Food
- 12.2.2. Гамбургеры
- 12.2.3. Пицца
- 12.2.4. Цыпленок
- 12.2.5. Бифштексы
- 12.2.6. Морепродукты
- 12.2.7. Блины
- 12.2.8. Сэндвичи
- 12.2.9. Семейные рестораны
- 12.2.10. Рестораны национальной кухни
- 12.2.11. Тематические рестораны
- 12.2.12. Обеды на каждый день и «обеденные дома»
- Тема 13. Производственные помещения ресторана и их оборудование
- 13.1. Характеристика технологического процесса на предприятиях общественного питания
- 13.2. Заготовочные цехи
- Мясной цех
- Рыбный цех
- Овощной цех
- 13.3. Холодный цех
- 13.4. Горячий цех
- 13.5. Кондитерский цех
- 13.6. Моечная кухонной посуды
- 13.7. Складское хозяйство
- Вопросы для контроля
- Тема 14. Торговые помещения ресторана, их оборудование
- 14.1. Виды торговых помещений
- 14.2. Интерьер ресторана
- 14.3. Оборудование залов
- 14.4. Буфеты
- 14.5. Бар при ресторане
- 14.6. Сервизная
- 14.7. Моечная столовой посуды
- 14.8. Контрольно-кассовые машины
- 14.9. Бельевая и гладильная
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 15. Меню ресторанов. Столовая посуда. Бельё
- 15.1. Назначение и принципы составления меню
- 15.2. Виды меню
- 15.3. Столовая посуда
- 15.4. Столовые приборы
- 15.5. Столовое бельё
- Тема 16. Принципы обслуживания
- 16.1. Типы ресторанного обслуживания
- 1. Французское обслуживание
- 16.2. Обслуживание посетителей
- 16.3. Расстановка мебели в зале и планировка помещений
- 16.4. Подготовка к обслуживанию потребителей, обязанности метрдотеля и официантов
- 16.4.1. Обязанности метрдотеля
- 16.4.2. Требования, предъявляемые к официанту
- 16.4.3. Форменная одежда обслуживающего персонала
- 16.4.4. Методы организации труда официантов, графики выхода на работу
- 16.4.5. Уборка помещений ресторана, расстановка мебели в зале
- 16.4.6. Получение и подготовка столового белья, посуды. Приборов
- 16.4.7. Накрытие столов скатертями, приёмы складывания салфеток
- 16.4.8. Предварительная сервировка стола
- 16.5. Обслуживание потребителей в зале ресторана
- 16.5.1. Встреча и размещение потребителей за столами
- 16.5.2. Приём заказа
- 16.5.3. Выполнение заказа
- Тема 17. Специальные формы организации питания
- 17.1. Обслуживание по типу «Шведского стола»
- 17.2. Обслуживание в номерах гостиниц
- 17.3. Обслуживание участников съездов, конгрессов, совещаний
- 17.4. Обслуживание праздничных вечеров
- 17.5. Прогрессивные формы обслуживания
- Тема 18. Обслуживание банкетов и приёмов
- 18.1. Порядок обслуживания торжеств
- Права и обязанности заказчика
- 18.2. Банкет за столом с полным обслуживанием официантами
- 18.3. Банкет с частичным обслуживанием официантами
- 18.4. Банкет-фуршет
- 18.5 Банкет- коктейль
- 18.6. Банкет-чай
- 18.7. Обслуживание свадебного банкета
- Тема 19. Маркетинг и бюджет ресторана
- 18.1. Маркетинг ресторана
- Суггестивный сервис
- 19.2. Бюджет ресторана
- Регулируемые расходы
- Бухгалтерия ресторана
- 19.3. Балансовый отчет деятельности ресторана
- Отчет о прибылях и убытках
- Коэффициент издержек
- Процент рентабельности пищевой продукции
- Доля прибыли в валовом доходе
- Доля зарплаты в общих (бюджетных) расходах
- Прямые (основные) затраты
- Контроль