logo search
Курс лекций ТВ прод

Идентификация и выявление фальсификации продовольственных товаров и сырья

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» «идентификация продукции – это установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам». Иными словами, идентификация продукции — это установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию.

Объекты и субъекты. Идентификация как процедура может проводиться в случаях, определенных законодательством или в инициативном порядке.

Например, в таможенном деле потребность в идентификации может возникнуть в связи с недостоверным декларированием товара, кода ТН ВЭД России, предоставлением недействительных документов, уничтожением, повреждением, удалением, изменением либо заменой средств идентификации.

При таможенном контроле отмечались случаи недостоверного декларирования жиро-масляной продукции. При пересечении границы продукт декларировался как смесь жиров, а в розничную торговлю поступал в качестве сливочного масла. Решение об идентификации товаров в таможенных целях может быть принято как на этапе основного таможенного оформления, так и при осуществлении таможенного досмотра.

Критерии. В процессе идентификации учитываются определенные показатели, признаки, параметры и требования, которые должны быть достаточны для подтверждения соответствия идентифицируемой продукции образцу и (или) ее описанию.

Методы. В зависимости от задач идентификации, специфики продукции могут быть использованы следующие методы идентификации или их сочетание: по документации, инструментальный, органолептический, визуальный методы, а также опробование и испытание. По общим вопросам идентификации имеется национальный стандарт, действие которого распространяется на продукцию, производимую и реализуемую на территории России, экспортируемую продукцию, а также на продукцию импортного производства, поставляемую для реализации в Российской Федерации. При идентификации и экспертизе проводят органолептические, физико-химические и бактериологические исследования, руководствуясь требованиями технических регламентов. В международной практике руководствуются требованиями и рекомендациями Европейской экономической комиссии Организации объединенных наций (ЕЭК/ООН), Комиссии Codex Alimentarius и других организаций.

Виды, причины и способы выявления фальсификата. Как правило, фальсификация направлена на ухудшение свойств объекта купли-продажи при сохранении внешнего вида изделия или наиболее характерных, но несущественных для использования по назначению свойств с целью обмана и получения незаконных прибылей. В таможенном деле, наоборот, более дорогостоящий и качественный товар недобросовестные участники ВЭД стремятся декларировать как менее качественный в целях уменьшения платы таможенных пошлин.

Фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия – это пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной (Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Основные виды фальсификации товаров условно подразделяются на информационную (неправильная маркировка), ассортиментную (замена объекта менее ценным), качественную (пересортица), количественную (недовложение, недовес, недолив, недостача), стоимостную (фальсификация рыночной стоимости) и комплексную (несколько видов фальсификаций).

Наряду с понятием «фальсифицированные товары» следует различать нетождественные им понятия – «аналоги» («товары-заменители», имитаторы, например — аналоги икры, аналоги крабовых палочек) и «дефектные товары». Аналоги натуральных продуктов не относятся к фальсифицированным, если на маркировке, в товаросопроводительных документах указывается их подлинное наименование (состав), а цена соответствует качеству и происхождению. К дефектным относятся товары, имеющие хотя бы одно несоответствие обязательным требованиям стандарта.