logo search
tovarka

Идентификация товаров и выявление фальсификата. Общие требования к содержанию информации для потребителя на упаковках (этикетках) пищевых продуктов

Идентификация продукции – это установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам (Федеральный закон «О техническом регулировании).

Так, при определении натуральности товаров (сырья) в ходе таможенной экспертизы идентификация может заключаться в установлении соответствия товаров (сырья) их наименованиям согласно нормативной документации на конкретный вид товаров (сырья).

Фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия - пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной (Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

В деловом обороте также могут встречаться другие определения, характеризующие соответствие (или несоответствие) товаров.

Фальсифицированный товар - товар, у которого произведена подделка одного или нескольких основных (существенных) его свойств путем замены или сокрытия этих свойств, в которые входят: наименование; структура (качество); назначение; фирма-изготовитель (марка); место (страна) происхождения; количество; цена; срок службы (годности, хранения); информация о товаре в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»; соответствие образцу, описанию, стандарту, требованиям безопасности, договору или требованиям, которые обычно предъявляются к товару; соответствие ограничительным и запретительным условиям на товар.

Контрафактный товар - товар, ввозимый в Российскую Федерацию с нарушением чьих-либо исключительных прав.

3. Экспертные организации и лица, полномочные производить экспертизы в таможенных целях

Таможенную экспертизу в РФ могут производить по решениям таможенных органов:

Должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу иным соответствующим организациям или экспертам, должно вручить эксперту постановление (определение), необходимые материалы и разъяснить ему права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 378, 381 ТК РФ, ст. 307, 310 УК РФ, ст. 57 УПК РФ, ст. 17.9, ст. 19.26, ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 16, ст. 17 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Экспертиза маркировочных обозначений (например, является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному наименованию товара и его производителю).

ЦЭКТУ и ЭКС регулярно (не реже одного раза в полгода) информируют таможенные органы региона своей деятельности о возможностях проведения ими тех или иных экспертиз, объектов исследования и вопросах, разрешаемых в процессе производства экспертиз.

К основной справочной информации относятся официальное название изделия, масса нетто или объём упаковки, наименование предприятия изготовителя, его местонахождения или торговый знак, для скоропортящихся товаров – предельный срок годности. На упаковке продуктов со сроком хранения более 3-х лет наносят надпись «неограниченный срок хранения», температура хранения, номер стандарта или ТУ. К дополнительной информации относятся сведения о хим.составе, пищ. и энерг. ценности. Информация о товаре – это совокупность характериз-их его сведений. К условной информации относятся знаки соответствия: национальный и транснациональный.

нац стандарт РФ 2005-07-01 Продукты пищевые. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. раздел 3 Общие требования к содержанию информации для потребителя

3.1 Изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

3.2 Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

3.3 Текст информации для потребителя наносят на русском языке. Текст и надписи могут быть продублированы на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации и на иностранных языках. Текст и надписи должны соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте.

3.4 Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.

3.5 Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие сведения:

3.5.1 Наименование продукта

3.5.1.1 Наименование должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других. Наименование пищевого продукта наносят четко различаемым шрифтом, выделяющимся на любом фоне.

3.5.1.2 Информацию об отличительных состояниях и специальной обработке продукта (например, «концентрированный», «восстановленный», «сухой», «молотый», «сублимированный», «стерилизованный», «термизированный», «УВТ-обработанный», «охлажденный», «замороженный», «генетически модифицированный», «облученный ионизирующим излучением» или других), которую включают в наименование продукта или располагают в непосредственной близости от наименования.

3.5.1.5 Информация о таких свойствах продукта, как «Выращенный с использованием только органических удобрений», «Выращенный без применения пестицидов», «Выращенный без применения минеральных удобрений», <Витаминизированный», «Без консервантов», и других допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации.

Нанесение на пищевые продукты надписи «Экологически чистый» не допускается.

3.5.1.6 Наименование продукта, сформированное в соответствии с изложенными выше требованиями, может быть дополнено фирменным названием, в том числе написанным буквами латинского алфавита, фантазийным наименованием, наименованием по месту изготовления, по названию изготовителя продукта и другими, нанесением фирменной марки (знака).

3.5.2 Наименование и местонахождение изготовителя [ юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес(а) производств(а)] и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии). Юридический адрес изготовителя импортных пищевых продуктов указывают на языке страны его местонахождения буквами латинского

Допускается наносить надпись «Изготовлено под контролем (далее наименование компании, фирмы-изготовителя)».

3.5.3 Товарный знак изготовителя (при наличии), утвержденный или принятый изготовителем в порядке, установленном в странах местонахождения изготовителя или фирмы, являющейся владельцем данного товарного знака.

3.5.4 Массу нетто, или объем, или количество продукта

3.5.5 Состав продукта для используемых в качестве ингредиентов известных продуктов, на которые имеются национальные стандарты Российской Федерации видов технических условий, общих технических условий или стандартизованные термины, могут использоваться такие наименования, как «масло подсолнечное»,  «масло коровье», «крахмал», «рыба», «МЯСО птицы», «Сыр», «пряности», «Сахар», «глюкоза», «эластичная основа для жевательной резинки» и другие.

Обязательна информация о применении при изготовлении пищевого продукта и о содержании в использованном сырье пищевых добавок, биологически активных добавок к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы, облученных ионизирующим излучением.

Обязательна информация о генетически модифицированных пищевых продуктах, пищевых продуктах, полученных из генетически модифицированных источников, или пищевых продуктах, содержащих компоненты из генетически модифицированных источников.

Для пищевых продуктов, содержащих компоненты из генетически модифицированных источников, информацию указывают в тех случаях, когда содержание в их составе указанных компонентов превышает норму, установленную нормативно-правовым актом (техническим регламентом).

После группового наименования указывают индекс согласно Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (Е), или название пищевой добавки.

Для ароматизаторов должно быть указано: «натуральный», «идентичный натуральному» или «искусственный» в зависимости от того, какими они являются.

Виды заболеваний, при которых противопоказано применение отдельных видов пищевых продуктов и добавок, определяет Министерство здравоохранения Российской Федерации.

3.5.6 Пищевая ценность (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов)

3.5.7 Назначение и условия применения для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок.

3.5.8 Рекомендации по приготовлению готовых блюд

3.5.9 Условия хранения пищевых продуктов

3.5.10 Срок годности

3.5.11 Срок хранения

3.5.12 Срок реализации пищевого продукта

3.5.13 дата изготовления и дата упаковывания

3.5.15 Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт (допускается наносить без указания года утверждения).

3.5.16 Информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов