logo
Лекции по товароведению прод товаров

3. Определение качества товара в международных контрактах купли-продажи

1. Понятие качества продукции. В соответствии с международным стандартом ИСО 8402-86 "под качеством продукции (услуги) понимают сово­купность свойств и характеристик продукции (услуги), которые прида­ют им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности"1.

Не менее удачным является определение качества продукции как сово­купности свойств, обусловливающих се пригодность удовлетворять оп­ределенные потребности в соответствии с ее назначением. Продоволь­ственные товары призваны удовлетворять потребности человека в питании, а значит, они должны быть доброкачественными, хорошо усваиваться, обладать органолептическими достоинствами, энергети­ческой и биологической ценностью.

Свойства товара представляют собой его объективную особенность, которая наиболее полно проявляется в процессе его потребления, или эксплуатации. Свойства товаров могут быть простыми и сложными. Так, например, внешний вид является сложным свойством товара и состоит из таких простых свойств, как форма, масса и цвет товара.

Таким образом, качество товара зависит от свойств, которыми он обла­дает, а также от его способности удовлетворять определенные потреб­ности благодаря этим свойствам. Оценка качества продукции заключа­ется в оценке его свойств, а также в соответствии их предъявляемым требованиям.

Качество товара оценивается с помощью показателей качества, кото­рые представляют собой количественные характеристики одного или нескольких наиболее важных свойств продукции.

Каждый отдельный товар имеет определенную номенклатуру показате­лей качества, которые классифицируются по следующим признакам:

• по количеству характеризуемых свойств;

V по способу выражения;

V по методу определения;

• по стадии определения;

• в зависимости от области определения;

• по применению для оценки уровня качества продукции. В зависимости от количества характеризуемых свойств показатели каче­ства подразделяются:

• единичные показатели, которые определяют одно свойство продукции (содержание жира, белка и др.);

• комплексные показатели, оценивающие несколько свойств продукции (например, внешний вид картофеля, характеризующийся такими свой­ствами, как степень зрелости, размер клубня, наличие механических повреждений и заболеваний клубня и др.).

Разновидностью комплексного показателя качества является интеграль­ный показатель качества. Он представляет собой отношение показателей свойств, определяющих потребительную стоимость и стоимость, и имеет следующую формулу:

А = К„/3,

где А - интегральный показатель качества;

Ко - показатель, характеризующий основные потребительские свойства

изделия;

3 - затраты на производство (Зц) и эксплуатацию изделия (Зэ); 3 = Зп + Зэ.

Интегральный показатель можно определить и по другой формуле:

А = Э/3,

где Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации (например, срок службы утюга);

3 - суммарные затраты на его создание и эксплуатацию. Показатели качества продовольственных товаров по функциональному назначению можно подразделить на следующие группы:

• показатели назначения - характеризуют свойства продукта, которые обуславливают сферу его использования (продукты детского питания, про­дукты "для людей, страдающих диабетом); к данным свойствам могут быть отнесены физико-химические, органолептические и другие пока­затели;

• показатели сохраняемости - характеризуют способность продуктов со­хранять свои потребительские свойства в течение определенного време­ни при соблюдении соответствующих условий хранения;

• показатели транспортабельности - определяют способность продуктов сохранять свои потребительские свойства в процессе транспортировки; к данным показателям относят содержание влаги, микробиологические показатели и показатели содержания жира;

• показатели безопасности - устанавливают, насколько безвредны произ­водство, хранение, транспортирование и потребление продукта для жизни, здоровья и имущества граждан; эти показатели нормируют со­держание в продуктах тяжелых металлов, пестицидов, нитритов, нит­ратов и других вредных веществ;

I/ эстетические показатели - определяют, насколько внешний вид продукта соответствует требованиям эстетики, насколько красиво он оформлен, рациональна его форма;

• экономические показатели - характеризуют степень воздействия вредных веществ, образующихся в продуктах при производстве, хранении, транс­портировании и хранении продуктов, на окружающую среду.

В зависимости от методов определения показатели качества продукции могут быть:

v* органолептическими. Вкус, запах, цвет, внешний вид, консистенция и форма продукта оцениваются человеком визуально с помощью органов чувств;

• физико-химическими, с помощью которых определяется содержание от­дельных веществ в продукте (минеральных веществ, соли, сахара, кис­лотности);

• микробиологическими, которые характеризуют содержание вредных мик­робов и бактерий в продукте (коли-титр для молочных изделий, коли­чество сальмонелл в яйцах и др.).

2. Формирование, обеспечение и реализация качества продукции осуществля­ются в процессе ее жизненного цикла, Жизненный цикл продукции пред­ставляет собой все этапы и операции, связанные с созданием потреби­тельной стоимости товара, ее модификацией и использованием. Жизненный цикл продукции состоит из следующих основных этапов:

- проектирование продукции;

• производство;

• выпуск в свободное обращение;

• эксплуатация или потребление.

Данные этапы жизненного цикла продукции для большей детализации, могут быть разбиты на стадии и операции. На начальных этапах жизнен­ного цикла (проектирование и производство) происходит создание по­требительной стоимости товара.

При выпуске товара в свободное обращение его качество может изме­няться или оставаться неизменным (например, рыбные пресервы и не­которые виды рыбных консервов созревают в процессе хранения, их вкус, а, следовательно, и качество улучшаются). Большинство же товаров в процессе транспортировки и хранения портится и теряет свое каче­ство.

На этапе эксплуатации или потребления происходит реализация каче­ства продукции.

- Факторы, формирующие качество продукции.

Маркетинговые исследования - маркетологи проводят анализ конъюнктуры рынка, соотношения cпроса и предложения, уровня качества това­ров у конкурентов, номенклатуры продукции данного вида. Определя­ются оптимальный объем выпуска продукции, его возможная стоимость. Все эти факторы имеют непосредственное значение при формировании требований к качеству продукции.

Нормативная документация должна предъявлять такие требования к ка­честву продукции; ее производству, исходному сырью, материалам, которые бы обеспечили максимальную защиту интересов покупателей, наивысшее качество продукции и ее безопасность. Качество сырья и материалов. Качество готовой продукции непосредствённо зависит от качества исходных сырья и материалов. Основной опасностью снижения их качества при производстве продуктов питания являются нарушение агротехники сельскохозяйственных культур, при­водящее к повышенному содержанию в них нитратов, пестицидов, по­ражение овощей бактериальными заболеваниями и вредителями, не­соблюдение условий хранения и транспортировки.

Качество технологического оборудования процессов производства. Использо­вание морально и физически устаревшего оборудования делает невоз­можным производство высококачественной конкурентоспособной про­дукции, способствует образованию большого количества отходов. На современном этапе первоначальное значение имеет внедрение безотход­ных технологий, так как использование высококачественного сырья, со­временного оборудование и технологий способствует минимизации по­тери сырья. (Например, при использовании безотходной технологии переработки яблок можно получить 45 - 50% качественного яблочного сока, из выжимок - 40 - 45% пюре, а остатки высушить и использовать на кормо­вые цели.).