Занятие 2. Физическое воспитание и закаливание детей и подростков
Вопросы:
-
Понятие о величине двигательной активности, гипо- и гиперкинезия, гигиеническая норма двигательной активности.
-
Физическое воспитание в детских и подростковых учреждениях, методы, структура занятий, медицинский контроль.
-
Физическое воспитание в специальных медицинских группа.
-
Физическое воспитание в общеобразовательных школах и ПТУ, методы, медицинские группы, медицинский контроль.
-
Внешкольная спортивно-массовая работа: организация, медицинский контроль.
-
Санитарный контроль за устройством и содержанием мест занятий физкультурой и спортом.
-
Особенности терморегуляции детского организма, специфическое и неспецифическое действие факторов закаливания на организм ребёнка.
-
Принципы закаливания, виды закаливающих процедур, средства.
-
Методика проведения закаливания, закалённость, эффективность закаливания.
-
Организация закаливания в дошкольных учреждениях и школах, обязанности персонала ДУ по организации и проведению закаливания.
Закаливание – комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к негативному воздействию неблагоприятных метеоусловий. Физиологический механизм закаливания – тренировка, совершенствование физической и химической терморегуляции.
Принципы:
-
Учёт анатомо-физиологических, возрастных особенностей терморегуляции.
-
Учёт состояния здоровья при планировке закаливающих мероприятий.
-
Постепенное нарастание интенсивности закаливающих процедур.
-
Систематичность и непрерывность.
-
Разнообразие закаливающих факторов и комплексность закаливающих процедур. Обязательное сочетание закаливания с физическими упражнениями.
-
Положительное эмоционально состояние во время закаливающих процедур.
-
Закаливание можно начинать в любое время года.
Виды закаливающих мероприятий:
-
Общие мероприятия (закаливание в повседневной жизни).
-
Специальные мероприятия.
Закаливающие факторы: воздух, вода, солнце, УФО.
1. Сочетание оптимальной температурного, влажностного режима в закрытом помещении, рациональная одежда ребёнка.
Проветривание – бактериальная и химическая чистота воздуха (достигается сквозным проветриванием – многократная смена воздуха за короткий срок).
Температура снижается до 14-16 градусов за 20-30 минут.
Проводят: утром перед приходом детей, во время занятий в зале, во время прогулки, во время дневного сна.
Зависимость слойности одежды от температуры:
+23 градуса и выше – 1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, лёгкое х/б платье с короткими рукавами, носки, босоножки;
+18-22 градуса – двухслойная: х/б белье, х/б или шерстяное платье с длинными рукавами, колготки и туфли для детей 5-7 лет;
+16-17 градусов – трёхслойная одежда: х/б белье, трикотажная кофта, трикотажная или шерстяное платье с длинными рукавами, колготки, туфли.
Дневной сон.
После него – прогулка зимой – 3-4 часа ежедневно.
+6 - –2
–3 - –8 – четырёхслойная одежда
–9 - –14 – 5 слойная одежда
Дети до 3 лет зимой в безветренную погоду при температуре –15оС, 4-летние – –18-20оС.
При понижении температуры время прогулки сокращают.
Хождение босиком.
Начинают в жаркие солнечные дни с двух минут до 10-15 минут. Ходят босиком в помещении: перед сном, занимаются в залах с паркетом, пластиковым полом, покрытым коврами сначала в носках, затем босиком.
Физические занятия на открытом воздухе.
Использование воды.
До 2 лет лицо и кисти рук.
От 2 лет лицо, шею, верхнюю часть груди и спины, руки до локтей, ноги.
Начальная температура 27-29 градусов, через каждые 1-2 дня снижают на 1 градус.
2. Распределение по месту приложения: общие, местные.
По действующему фактору: воздух, вода, солнце.
Закаливание воздухом:
Перепады температуры при обнажении ребенка составляют 10-15 градусов. Тренируются механизмы терморегуляции. Повышается устойчивость к холодному воздуху. Рефлекторное действие на сердечно-сосудистую систему.
Воздушные ванны:
Первая процедура: дети до 1 года – 20-22 градуса 2-3 минуты в последующем увеличение до 10-15 минут; старше 1 года уменьшают на 1-2 градуса, длится 2-3 минуты в последующем увеличивают до 10-15 минут; 2-3 года – 3-5 минут; 5-7 лет – 8-10 градусов, через 2-3 дня время увеличивают на 2-3 минуты.
Закаливание водой: термическое, механическое, химическое действие.
Местно: подмывание, обтирание, обливание.
Общее: общее обливание, плавание, купание.
Закаливание светом:
-
формирование приспособительных рефлексов;
-
регулирование деятельности нервной системы;
-
повышение иммунно-биологической резистентности;
-
повышение антигистаминной активности.
Профилактика УФ недостаточности:
Летом: солнечные ванны.
Зимой: искусственные источники УФ, местно и общее.
Биодозиметр Горбачева-Дальфильда.
Облучаемая поверхность на расстоянии 1 м от источника.
Продолжительность облучения
X – биодоза на искомом расстоянии;
А – биодоза на стандартном расстоянии (1м) в минуту;
В – расстояние с которого необходимо получить биодозу;
С – стандартное расстояние (1м) для определения биодозы.
Используются: эритемные люминсцентные лампы (ЭУВ), прямые ртутно-кварцевые лампы (ПРК).
Способы: при помощи светооблучающих установок короткого действия (ротарии маячного типа с лампами ПРК).
Медицинский контроль за организацией и проведением закаливания.
1 группа – дети здоровые, ранее закаливаемые;
2 группа – дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, дети, имеющие отклонения в здоровье;
3 группа – дети, имеющие хронические заболевания и реконвалесценты длительных заболеваний.
Наименование | Фактическое значение | Отклонение от нормы |
Весо-ростовой индекс Кетле |
| Норма: мужчины – 380-415, женщины 360-405 (Норма) |
Жизненный показатель |
| Норма: мужчины – 65-70, женщины 55-60 (+5,3%) |
Силовой индекс |
| Норма: мужчины – 70-75%, женщины 50-60% (норма) |
Коэффициент, 1 рост стоя, 2 – рост сидя |
| Норма: 87-92% (норма) |
Плантография | Стопа сводчатая | норма |
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) | 75 секунд | 65 секунд (+15,4%) |
Проба Генче (задержка дыхания на выдохе) | 38 секунд | 30 секунд (+26,7%) |
Проба Яроцкого | 30 секунд | 30 секунд (норма) |
Дозированная нагрузка | +70 79 | Отлично |
Заключение: физкультурная группа основная, т.к. все показатели в норме или выше нормы, хронических заболеваний нет.
Задача: а) детский сад tсух=18о, tвл=13о, скорость движения воздуха – 0,4м/с.
Определить влажность воздуха, дать оценку микроклимата.
Относительная влажность – 56% (норма 40-60%).
Скорость движения воздуха – 0,4м/с (норма – 0,2-0,4м/с)
Температура воздуха – 18о (норма 18-20о)
Заключение: все показатели соответствуют норме.
б) Определить и оценить КЕО, естественную освещённость.
Освещённость внутри 120 Лк, освещённость снаружи 16000Лк. Искусственное освещение – 120Лк.
(норма 1-1,5%)
Искусственная освещённость 120 Лк (норма 200 Лк).
Заключение: Естественное и искусственное освещение недостаточное.
в) Сравнить с санитарными нормами кубатуру и площадь на 1 ребёнка.
Кубатура 16м3 (норма 48 м3), площадь 3м2 (норма 4м2).
Заключение: Кубатура и площадь недостаточны.
- I cеместр Занятие 2. Гигиеническая оценка микроклимата в жилых зданиях и лпу (19.02.2002)
- Занятие 3. Гигиеническое обследование норм площади, высоты, кубатуры в детских учреждениях
- Занятие 4. Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения детских учреждений (05.03.2002)
- Занятие 5. За это занятие нет дневников ни у кого??? (12.03.2002) Занятие 6. Гигиена питания (19.03.2002)
- Занятие 7. Гигиена питания (26.03.2002)
- Занятие 8. Гигиеническая экспертиза продуктов животного происхождения (02.04.2002)
- Санитарная экспертиза рыбы
- Санитарная экспертиза мяса
- Признаки свежего охлаждённого мяса (гост-7269-54)
- Занятие 9. Гигиеническая экспертиза продуктов животного происхождения
- Анализ молока (№3)
- Занятие 10. Гигиеническая экспертиза продуктов растительного происхождения (16.02.2002)
- Экспертиза муки
- Экспертиза хлеба
- Занятие 11. Витамины
- Определение обеспеченности организма витамином с (языковая проба)
- Определение содержания витамина с методом титрования
- Занятие 12. Гигиена водоснабжения
- Органолептические свойства воды питьевой гост 2874-82.
- Микробиологические показатели для питьевой воды
- Анализ воды (проба №2)
- Занятие 13. Гигиена водоснабжения (14.05.2002)
- Показатели качества воды поверхностных источников вод (гост 2761-84)
- Показатели качества воды подземных источников
- Занятие 14. Водоснабжение войск (21.05.2002)
- Занятие 15. Гигиена водоснабжения войск (28.05.2002)
- II семестр Занятие 2.
- Занятие 3. Радиационная гигиена
- Принципы защиты от внешнего облучения
- Классы работ с радиоактивными веществами
- Занятие 4. Гигиена труда.
- Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений
- Оптимальные величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений
- Категории работ
- Режим работы
- Занятие 5. Гигиена труда (промышленная пыль, вредные вещества, вентиляция)
- Задача №14.
- Занятие 6. Гигиена питания войск
- Меню раскладка
- Особенности организации питания в полевых условиях
- Пути и способы заражения пищевых продуктов и готовой пищи рв, ов, бс
- Занятие 7. Санитарно-гигиеническая оценка производственного шума и вибрации
- Задача №23
- Занятие 8. Производственные отравления
- III семестр Занятие 1. Физическое развитие детей и подростков
- Комплексная оценка физического развития детей
- Занятие 2. Физическое воспитание и закаливание детей и подростков
- Занятие 3. Гигиеническая оценка режима дня и учебно-воспитательного воспитательного процесса в дошкольных и школьных учреждениях (мебель, книги, игрушки), расписание режима дня
- Режим дня. Гигиена учебных занятий
- Оценка работоспособности
- Гигиена учебных заведений
- Гигиеническая оценка игрушки.
- Занятие 4. Организация и гигиеническая оценка питания в детских учреждениях
- Занятие 5. Определение функциональной готовности детей к школе. Гигиена трудового обучения (занятия о профессиональной пригодности, профессиональной ориентации, профессиональные консультации)