logo search
Osnovy_expertizy_i_tovarovedenie_prod_tovarov

Вопрос 2. Классификация и кодирование продовольственных товаров

Классификация товаров необходима для автоматизации учета и обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, а также при планировании масштабов деятельности и составлении прейскурантов и каталогов

В основу классификации могут быть положены различные признаки: происхождение товаров, их химический состав, назначе­ние и т. д. В связи с этим существуют различные классификации продовольственных товаров, однако ни одна из них не является об­щепринятой.

По учебной классификации все продовольственные товары под­разделяют на следующие группы:

  1. зерномучные;

  2. плодоовощ­ные товары и грибы;

  3. крахмалопродукты;

  4. сахар, мед, кондитерские товары;

  5. вкусовые;

  6. пищевые жиры;

  7. молочные товары;

  8. яичные;

  9. мясные;

  10. рыбные товары;

  11. пищевые концентраты.

Приведенная классификация пре­дусматривает группировку товаров главным образом по основному сырью. В пределах группы товары в зависимости от сырья, технологии производства, рецептуры, качества и других признаков делят на виды, разновидности, сорта, а иногда на более мелкие классификацион­ные группы (номера, марки и др.).

В зависимости от назначения пищевые продукты подразделяются на следующие группы:

  1. Продукты массового потребления, выработанные по тради­ционной технологии и предназначенные для питания основ­ных групп населения.

  2. Лечебные (диетические) и лечебно-профилактические про­дукты — специально созданные для профилактического и лечебного питания (витаминизированные, низкожировые, низкокалорийные, с повышенным содержанием пищевых волокон, уменьшенным количеством сахара и т. д.).

  3. Продукты детского питания — специально созданные для питания здоровых и больных детей до трехлетнего возраста.

В торговле некоторые продовольственные товары условно объе­диняют в бакалейные и гастрономические. К бакалейным отно­сят муку, крупу, крахмал, сахар, макаронные изделия, чай и чайные напитки, кофе и кофейные напитки, соль, дрожжи, растительные масла, уксус, пряности. К гастрономическим относятся пре­имущественно готовые к употреблению товары — колбасы, мясные копчености, копченую рыбу, мясные и рыбные консервы, сыры, ко­ровье масло, сгущенное молоко, молоко в бутылках и пакетах, ал­когольные напитки и некоторые приправы.

Кодирование — образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации. Цель - систематизация объектов путем их идентификации и ранжирования. Каждому товару присваивается условное обозначение (код), по которому его можно найти и распознать среди множества других.

Для автоматизированного учета товаров и объектов применяется система штрихового кодирования. Штриховой код разработан Европейской ассоциацией товарной нумерации EAN. Существуют 8- и 13-разрядные коды, представляющие сочетание штрихов и пробелов разной ширины.

Система штрихового кодирования позволяет совершенствовать учет, транспортировку и хранение всей номенклатуры материалов, устанавливать страну-изготовителя, вид продукции и контролировать возможные злоупотребления. Использование штрихового кодирования облегчает использование автоматизированной системы учета.

Вроссийских штрихкодах код страны присваивается ассоциацией EAN, следующие пять цифр, т.е. код изготовителя, присваиваются национальным органом Внешнеэкономической ассоциацией автоматической идентификации (ЮНИСКАН) централизованно по каждому предприятию, следующие пять цифр присваиваются самим предприятием — изготовителем продукции. Контрольная цифра служит для проверки правильности штрихкода при считывании сканером с помощью специального алгоритма, а также для определения подлинности товара (см. Рис. 1).

Рисунок 1 Структура кода EAN13.