Вопрос 3. Формирование и управление ассортиментом в ресторанном и гостиничном бизнесе
Рыночные отношения требуют четкой взаимосвязи всех составляющих коммерческо-хозяйственной цепи от создания конкретного товара до его реализации и использования.
Одной из важнейших характеристик товара является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Ассортиментом называется определенная совокупность или перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (по назначению, сырью и материалам, и т.д.).
С экономической точки зрения, ассортимент — это один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий.
В зависимости от широты охвата товара различают простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный ассортимент.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент — это набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.
Критерии оценки рационального ассортимента у потребителей, продавцов и изготовителей неодинаковы. Для потребителей такими критериями являются степень удовлетворенности набором необходимых товаров, возможность приобрести нужные товары в одном месте, достаточность широты и глубины ассортимента. Для изготовителей и продавцов более важны такие критерии, как рентабельность, возможность своевременной и бесперебойной доставки товаров, объемы продаж в определенные периоды, соответствие набора товаров материально-технической базе производства, хранения и реализации.
Оптимальный ассортимент — это набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию).
Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается по формуле:
Коп = Эп / З ∙ 100%,
где Эп — полезный эффект от приобретения и потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;
З — затраты на проектирование, разработку, производство, реализацию, руб.
Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара.
Для характеристики сбалансированности спроса и предложения пользуются такими обобщающими показателями рациональности ассортимента, как широта, полнота, структура и устойчивость.
Широта ассортимента — количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп
Полнота ассортимента — это число разновидностей товара внутри вида. Она характеризуется коэффициентом полноты ассортимента — отношением (%) числа разновидностей товаров, фактически находящихся в продаже, к числу разновидностей, предусмотренному ассортиментным минимумом (прейскурантом, спецификацией). Например, ассортиментным минимумом предусмотрено наличие 8 разновидностей сыров, а фактически в продажу поступило лишь 5. Тогда полнота ассортимента составляет:
5 / 8 ∙ 100 = 62,5%
Для определения рациональности ассортимента важную роль играет структура ассортимента: удельный вес товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общем товарообороте. Структуру ассортимента можно считать рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей.
Устойчивость ассортимента — это колебания его широты и полноты в течение того времени, когда товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации.
Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления.
Степень обновления ассортимента - характеризуется удельным весом долей новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу. Например, если магазин имеет в реализации 15 видов обуви, из них 6 видов — новые, то степень обновления составит:
6 / 15 ∙ 100 = 40%
Обновление — одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка.
Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.
Таким образом, показатели рациональности ассортимента товаров имеют важное социально-экономическое значение. С их помощью определяется полнота удовлетворения потребительского спроса, оптимальность ассортимента, качество торгового обслуживания субъектов рынка. Вместе с тем оптимальность ассортимента обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов, повышение эффективности производства.
Товарная политика направлена на продуманное и длительное перспективное решение таких проблем, как оптимизация ассортимента производимой продукции с учетом потребительских характеристик этой продукции и особенностей технологий ее производства.
При разработке ассортиментной политики необходимо четко представлять себе перспективные цели производства и сбыта, иметь стратегию производственно-сбытовой деятельности предприятия, хорошо знать рынок и характер его требований, трезво оценивать свои возможности и ресурсы как в настоящий период, так и на перспективу.
Ассортиментная политика направлена на решение следующих проблем:
оптимизации ассортимента производимой продукции с учетом потребительских характеристик этой продукции и особенностей технологии ее производства;
темпов модернизации и обновления продукции — как в целом, так и по видам;
выхода на рынок с принципиально новыми видами товаров, необходимы инновации.
Рисунок 2 Система управления ассортиментом
Важнейшей составляющей ассортиментной политики является формирование и управление ассортиментом. Основными этапами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента (см. Рис. 2)
Основные направления в области формирования ассортимента — это сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация.
Совершенствование ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности (см. рис.3)
Рисунок 3 Совершенствование ассортимента.
- Московский финансово-промышленный университет
- Раздел 1. Теоретические основы товароведения и экспертизы продовольственных товаров
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1. Предмет и задачи товароведения.
- Вопрос 2. Классификация и кодирование продовольственных товаров
- Вопрос 3. Формирование и управление ассортиментом в ресторанном и гостиничном бизнесе
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Пищевая ценность продовольственных товаров
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1. Химический состав продовольственных товаров
- Вопрос 2. Пищевая ценность продовольственных товаров
- Вопрос 3. Хранение и консервирование
- Вопрос 4. Потери продовольственных товаров при хранении и реализации
- Литература по теме
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Идентификация, экспертиза, стандартизация и сертификация продовольственных товаров.
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1. Методы определения качества товаров
- Вопрос 2 Фальсификация продовольственных товаров
- Вопрос 3. Оценка и экспертиза товаров
- Вопрос 4 Стандартизация и сертификация продукции
- Литература по теме
- Методические указания к изучению темы: Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Информационное обеспечение и товарно-марочная политика предприятий HoReCa
- Вопрос 1 Информационное обеспечение товароведения
- Вопрос 2 Товарно-марочная политика
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1 Информационное обеспечение товароведения
- Вопрос 2 Товарно-марочная политика
- Литература по теме
- Методические материалы: Вопросы для самопроверки
- Раздел 2 Товароведение однородных групп продовольственных товаров индустрии гостеприимства
- Теоретический материал по теме Вопрос 1 Зерно, крупа, мука
- Вопрос 2 Макаронные изделия
- Вопрос 3 Хлеб и хлебобулочные изделия
- Литература по теме
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки:
- Тема 2 Плодоовощные товары и грибы
- Вопрос 1 Свежие плоды и овощи
- Вопрос 2 Грибы
- Теоретический материал по теме Вопрос 1 Свежие плоды и овощи
- Вопрос 2 Грибы
- Литература по теме Литература по теме
- Методические материалы по теме Вопросы самопроверки
- Тема 3 Вкусовые товары.
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1 Чай и чайные напитки
- Вопрос 2 Кофе и кофейные напитки
- Вопрос 3 Пряности и приправы
- Вопрос 4 Алкогольные напитки
- Слабоалкогольные напитки
- Вопрос 5 Безалкогольные напитки
- Вопрос 6 Табачные изделия
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки
- Тема 4 Кондитерские товары
- Теоретический материал по теме:
- Фруктово-ягодные кондитерские изделия
- Мучные кондитерские изделия
- Восточные сладости
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки
- Тема 5 Молоко и молочные продукты.
- Теоретический материал по теме Вопрос 1 Молоко и сливки
- Вопрос 2 Кисломолочные продукты
- Вопрос 3 Масло коровье
- Вопрос 4 Сыры
- Мягкие сычужные сыры
- Рассольные сыры
- Вопрос 5 Мороженое
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки
- Тема 6 Пищевые жиры
- Вопрос 1 Растительные масла
- Вопрос 2 Животные топленые жиры
- Вопрос 3 Маргарин
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1 Растительные масла
- Вопрос 2 Животные топленые жиры
- Вопрос 3 Маргарин
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки
- Тема 7 Мясо и мясные продукты
- Теоретический материал по теме Вопрос 1 Мясо убойных животных
- Вопрос 2 Мясные субпродукты
- Вопрос 3 Мясо домашней птицы и дичи
- Вопрос 4 Мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия
- Вопрос 5 Колбасные изделия
- Мясные копчености
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки
- Тема 8 Яйцо и яичные товары.
- Теоретический материал по теме
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1 Живая, охлажденная и мороженая рыба
- Вопрос 2 Соленая рыба
- Вопрос 3 Сушеная рыба
- Вопрос 4 Вяленая рыба
- Вопрос 5 Копченая рыба
- Вопрос 6 Балычные изделия
- Вопрос 7 Икра
- Вопрос 8 Нерыбное водное сырье
- Литература по теме:
- Методические указания по теме Вопросы для самопроверки