Вопрос 1 Информационное обеспечение товароведения
В условиях рыночных отношений возрастает роль информации о товарах, поскольку потребителю трудно разобраться в многообразии существующих и новых товаров и сделать правильный выбор. С другой стороны, информация необходима и для производителя продукции. Он должен отслеживать изготовление новых товаров, их конкурентоспособность для принятия решений о прекращении производства отдельных товаров и разработке новых.
Товарная информация предоставляет сведения о товаре и предназначена преимущественно для коммерческой деятельности. Источниками такой информации служат производители товаров, которые информируют продавцов и потребителей о производимых товарах. От качества оказываемых информационных услуг зависит скорость продвижения, интенсивность сбыта продукции, симулирование продаж и создание потребительских предпочтений.
Товарная информация делится на основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию.
Основополагающая товарная информация - вид и наименование товара, его качественные характеристики, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок годности и период хранения.
Коммерческая информация содержит основные сведения о товаре, которые дополняют основную информацию; она предназначена для изготовителей, поставщиков, продавцов. Этот вид информации содержит сведения о посредниках, о наличии нормативных документов по качеству товаров, сведения о товаре по ОКП и др. (например, штрихкод, который содержит важные сведения о товаре и его производителе).
Потребительская информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товара, его функциональном назначении, способах эксплуатации, надежности и безопасности применения. Важную роль играют красочные изображения на товаре и его упаковке, которые оказывают положительное воздействие на покупателя.
Товарная информация может использоваться в словесной, цифровой, изобразительной и символической форме.
Словесная форма информации о товаре представлена на языке страны-изготовителя и ряда других стран, что позволяет знакомить с ней широкий круг потребителей. К недостаткам такой информации следует отнести неудобство ее размещения на товаре -требует значительного места на упаковке или самом товаре.
Цифровая форма информации о товаре дополняет словесную какими-либо количественными сведениями о товаре, об объеме, весе (нетто, брутто), длине, дате и сроках выпуска. Отличается четкостью изображения, единообразием и лаконичностью. В некоторых случаях она доступна только профессионалам в установлении ассортиментных номеров продукции, расшифровке номеров предприятий с помощью Общероссийского классификатора продукции.
Основное значение изобразительной формы информации — создать потребительские предпочтения, удовлетворяя эстетические потребности покупателей. Эта форма предоставления информации обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью различных художественных и графических изображений непосредственно на товаре.
Символьная форма информации передает сведения о товаре с помощью различных символов, знаков, характеризующих отличительные свойства товара или изделия. Символы должны быть однозначными и лаконичными.
Основные требования, предъявляемые к товарной информации — достоверность, доступность и достаточность.
Достоверность — это правдивость и объективность данных о товаре. Недостоверная информация может фальсифицировать сведения о товаре, его качестве, ассортименте.
Доступность информации — это использование общепринятых понятий, терминов, которые прописаны в справочниках и терминологических стандартах.
Достаточность информации очень важна, поскольку неполнота информации может быть обусловлена ее недостоверностью.
К средствам информации о товарах относятся маркировка, справочная литература, средства массовой информации, реклама и др.
Маркировка — определенный текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на товар или его упаковку, предназначенные для идентификации товара или его отдельных свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, а так же количественных и качественных характеристиках товара. В маркировке отражаются сведения об изготовителях, стандартах, которым соответствует товар, сертификации, гарантиях производителя, сроке службы товара и основных потребительских свойствах.
Различают потребительскую, торговую и транспортную маркировки.
Потребительская маркировка включает: сведения об изготовителе, сведения о товаре, конструктивные и предупредительные указания по применению товаров, по уходу за товаром, различные предупредительные записи.
Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. Они наносятся не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.
Транспортная маркировка содержит данные о получателе и отправителе груза, способах обращения с грузом в пути следования и при осуществлении погрузочных операций.
Широкое распространение получило штриховое кодирование, способ выведения информации в компьютер, что позволяет быстро распознавать товар и передавать информацию по каждому наименованию, производителю товаров и его количеству. С другой стороны, это создает большие удобства и в торговле. Наличие штрихового кодирования позволяет предприятию сократить расходы на реализацию продукции при соблюдении необходимого ассортимента товаров, своевременно пополнять запасы товаров и заказывать новые партии. Вместе с тем имеется возможность наблюдать за спросом, динамикой изменения структуры и наличием товаров на рынке.
При доставке грузов потребителям на различных видах транспорта используются товаросопроводительные документы: договор-накладная, дорожная ведомость, приложения (сертификаты, удостоверения о качестве, ветеринарное свидетельство и др.), опись отгруженного груза, коммерческий акт (в случае повреждения груза).
- Московский финансово-промышленный университет
- Раздел 1. Теоретические основы товароведения и экспертизы продовольственных товаров
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1. Предмет и задачи товароведения.
- Вопрос 2. Классификация и кодирование продовольственных товаров
- Вопрос 3. Формирование и управление ассортиментом в ресторанном и гостиничном бизнесе
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки
- Тема 2. Пищевая ценность продовольственных товаров
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1. Химический состав продовольственных товаров
- Вопрос 2. Пищевая ценность продовольственных товаров
- Вопрос 3. Хранение и консервирование
- Вопрос 4. Потери продовольственных товаров при хранении и реализации
- Литература по теме
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Идентификация, экспертиза, стандартизация и сертификация продовольственных товаров.
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1. Методы определения качества товаров
- Вопрос 2 Фальсификация продовольственных товаров
- Вопрос 3. Оценка и экспертиза товаров
- Вопрос 4 Стандартизация и сертификация продукции
- Литература по теме
- Методические указания к изучению темы: Вопросы для самопроверки
- Тема 4. Информационное обеспечение и товарно-марочная политика предприятий HoReCa
- Вопрос 1 Информационное обеспечение товароведения
- Вопрос 2 Товарно-марочная политика
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1 Информационное обеспечение товароведения
- Вопрос 2 Товарно-марочная политика
- Литература по теме
- Методические материалы: Вопросы для самопроверки
- Раздел 2 Товароведение однородных групп продовольственных товаров индустрии гостеприимства
- Теоретический материал по теме Вопрос 1 Зерно, крупа, мука
- Вопрос 2 Макаронные изделия
- Вопрос 3 Хлеб и хлебобулочные изделия
- Литература по теме
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки:
- Тема 2 Плодоовощные товары и грибы
- Вопрос 1 Свежие плоды и овощи
- Вопрос 2 Грибы
- Теоретический материал по теме Вопрос 1 Свежие плоды и овощи
- Вопрос 2 Грибы
- Литература по теме Литература по теме
- Методические материалы по теме Вопросы самопроверки
- Тема 3 Вкусовые товары.
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1 Чай и чайные напитки
- Вопрос 2 Кофе и кофейные напитки
- Вопрос 3 Пряности и приправы
- Вопрос 4 Алкогольные напитки
- Слабоалкогольные напитки
- Вопрос 5 Безалкогольные напитки
- Вопрос 6 Табачные изделия
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки
- Тема 4 Кондитерские товары
- Теоретический материал по теме:
- Фруктово-ягодные кондитерские изделия
- Мучные кондитерские изделия
- Восточные сладости
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки
- Тема 5 Молоко и молочные продукты.
- Теоретический материал по теме Вопрос 1 Молоко и сливки
- Вопрос 2 Кисломолочные продукты
- Вопрос 3 Масло коровье
- Вопрос 4 Сыры
- Мягкие сычужные сыры
- Рассольные сыры
- Вопрос 5 Мороженое
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки
- Тема 6 Пищевые жиры
- Вопрос 1 Растительные масла
- Вопрос 2 Животные топленые жиры
- Вопрос 3 Маргарин
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1 Растительные масла
- Вопрос 2 Животные топленые жиры
- Вопрос 3 Маргарин
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки
- Тема 7 Мясо и мясные продукты
- Теоретический материал по теме Вопрос 1 Мясо убойных животных
- Вопрос 2 Мясные субпродукты
- Вопрос 3 Мясо домашней птицы и дичи
- Вопрос 4 Мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия
- Вопрос 5 Колбасные изделия
- Мясные копчености
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы Вопросы для самопроверки
- Тема 8 Яйцо и яичные товары.
- Теоретический материал по теме
- Литература по теме:
- Методические указания к изучению темы
- Теоретический материал по теме
- Вопрос 1 Живая, охлажденная и мороженая рыба
- Вопрос 2 Соленая рыба
- Вопрос 3 Сушеная рыба
- Вопрос 4 Вяленая рыба
- Вопрос 5 Копченая рыба
- Вопрос 6 Балычные изделия
- Вопрос 7 Икра
- Вопрос 8 Нерыбное водное сырье
- Литература по теме:
- Методические указания по теме Вопросы для самопроверки