logo search
Osnovy_expertizy_i_tovarovedenie_prod_tovarov

Вопрос 1 Информационное обеспечение товароведения

В условиях рыночных отношений возрастает роль информации о товарах, поскольку потребителю трудно разобраться в многообразии существующих и новых товаров и сделать правильный выбор. С другой стороны, информация необходима и для производителя продукции. Он должен отслеживать изготовление новых товаров, их конкурентоспособность для принятия решений о прекращении производства отдельных товаров и разработке новых.

Товарная информация предоставляет сведения о товаре и предназначена преимущественно для коммерческой деятельности. Источниками такой информации служат производители товаров, которые информируют продавцов и потребителей о производимых товарах. От качества оказываемых информационных услуг зависит скорость продвижения, интенсивность сбыта продукции, симулирование продаж и создание потребительских предпочтений.

Товарная информация делится на основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию.

Основополагающая товарная информация - вид и наименование товара, его качественные характеристики, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок годности и период хранения.

Коммерческая информация содержит основные сведения о товаре, которые дополняют основную информацию; она предназначена для изготовителей, поставщиков, продавцов. Этот вид информации содержит сведения о посредниках, о наличии нормативных документов по качеству товаров, сведения о товаре по ОКП и др. (например, штрихкод, который содержит важные сведения о товаре и его производителе).

Потребительская информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товара, его функциональном назначении, способах эксплуатации, надежности и безопасности применения. Важную роль играют красочные изображения на товаре и его упаковке, которые оказывают положительное воздействие на покупателя.

Товарная информация может использоваться в словесной, цифровой, изобразительной и символической форме.

Словесная форма информации о товаре представлена на языке страны-изготовителя и ряда других стран, что позволяет знакомить с ней широкий круг потребителей. К недостаткам такой информации следует отнести неудобство ее размещения на товаре -требует значительного места на упаковке или самом товаре.

Цифровая форма информации о товаре дополняет словесную какими-либо количественными сведениями о товаре, об объеме, весе (нетто, брутто), длине, дате и сроках выпуска. Отличается четкостью изображения, единообразием и лаконичностью. В некоторых случаях она доступна только профессионалам в установлении ассортиментных номеров продукции, расшифровке номеров предприятий с помощью Общероссийского классификатора продукции.

Основное значение изобразительной формы информации — создать потребительские предпочтения, удовлетворяя эстетические потребности покупателей. Эта форма предоставления информации обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью различных художественных и графических изображений непосредственно на товаре.

Символьная форма информации передает сведения о товаре с помощью различных символов, знаков, характеризующих отличительные свойства товара или изделия. Символы должны быть однозначными и лаконичными.

Основные требования, предъявляемые к товарной информации — достоверность, доступность и достаточность.

Достоверность — это правдивость и объективность данных о товаре. Недостоверная информация может фальсифицировать сведения о товаре, его качестве, ассортименте.

Доступность информации — это использование общепринятых понятий, терминов, которые прописаны в справочниках и терминологических стандартах.

Достаточность информации очень важна, поскольку неполнота информации может быть обусловлена ее недостоверностью.

К средствам информации о товарах относятся маркировка, справочная литература, средства массовой информации, реклама и др.

Маркировка — определенный текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на товар или его упаковку, предназначенные для идентификации товара или его отдельных свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, а так же количественных и качественных характеристиках товара. В маркировке отражаются сведения об изготовителях, стандартах, которым соответствует товар, сертификации, гарантиях производителя, сроке службы товара и основных потребительских свойствах.

Различают потребительскую, торговую и транспортную маркировки.

Потребительская маркировка включает: сведения об изготовителе, сведения о товаре, конструктивные и предупредительные указания по применению товаров, по уходу за товаром, различные предупредительные записи.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. Они наносятся не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Транспортная маркировка содержит данные о получателе и отправителе груза, способах обращения с грузом в пути следования и при осуществлении погрузочных операций.

Широкое распространение получило штриховое кодирование, способ выведения информации в компьютер, что позволяет быстро распознавать товар и передавать информацию по каждому наименованию, производителю товаров и его количеству. С другой стороны, это создает большие удобства и в торговле. Наличие штрихового кодирования позволяет предприятию сократить расходы на реализацию продукции при соблюдении необходимого ассортимента товаров, своевременно пополнять запасы товаров и заказывать новые партии. Вместе с тем имеется возможность наблюдать за спросом, динамикой изменения структуры и наличием товаров на рынке.

При доставке грузов потребителям на различных видах транспорта используются товаросопроводительные документы: договор-накладная, дорожная ведомость, приложения (сертификаты, удостоверения о качестве, ветеринарное свидетельство и др.), опись отгруженного груза, коммерческий акт (в случае повреждения груза).