logo search
ТПП Ковалев 2003 г

Глава 2. Особенности технологии приготовления блюд для школьников

Особенности питания школьников

Организация питания детей имеет чрезвычайно важное значение, так как в значительной мере обусловливает здоро­вье подрастающего поколения и, следовательно, здоровье всей нации.

Основным принципом организации питания школьников является соблюдение основ рационального питания:

При составлении рационов питания прежде всего обраща­ют внимание на обеспечение энергетического баланса: поступ­ление калорий в организм должно быть строго сбалансирова­но с их расходом.

Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энер­гию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усили­вается. По сравнению с состоянием покоя (лежа) расход энер­гии увеличивается даже при спокойном сидении на 12%, при стоянии — на 20, при ходьбе — на 80—100, при беге — на 400%.

460 Раздел V. Приготовление блюд для лечебного и школьного питания

Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей. Восполнить энергию можно только за счет питания, Что­бы пища принесла максимальную пользу, она должна содер­жать все вещества, из которых состоит наше тело: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.

Потребность детского организма в воде выше, чем взрос­лого человека, так как рост клеток возможен только при нали­чии воды. Взрослому человеку на 1 кг массы тела требуется 40 мл жидкости в сутки, а ребенку 6—7 лет — 60 мл (1—2 л в сутки). Иногда во время еды дети просят воду. Вода перед упот­реблением пищи оказывает различное воздействие в зависи­мости от того, испытывает ребенок жажду или нет. При жажде повышается секреция слюнных желез, что положительно ска­зывается на аппетите ребенка. В тех случаях, когда ребенок не испытывает жажду, вода может тормозить секрецию, что сопровождается уменьшением аппетита. На организм одинако­во вредно действует как недостаток, так и избыток жидкости. При избытке ее повышается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, а также на почки и кожу.

Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии для учащихся различных возрастных групп определя­ется в соответствии с Нормами физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населе­ния, разработанными Институтом питания Академии медицин­ских наук и утвержденными Минздравом 28.05.91 № 5786-91.

В основу рационального питания детей в школьных столо­вых положены рекомендуемые нормы потребления различных продуктов питания.

При подборе, блюд для школьников необходимо обращать внимание на следующее.

1. В рацион завтраков и обедов необходимо включать ши­рокий ассортимент холодных блюд и закусок из сырых и варе­ных овощей, чтобы максимально обеспечить организм ребенка витаминами, макро- и микроэлементами, органическими кис­лотами, эфирными маслами и другими биологически активны­ми веществами. Овощи способствуют выделению пищеваритель­ных соков, что благоприятно влияет на дальнейшее перевари­вание пищи. В качестве заправки рекомендуется использовать растительное масло или майонез с целью обогащения рацио­нов полиненасыщенными жирными кислотами.

2 При приготовлении супов не рекомендуется использо­вать костный бульон. В ассортимент первых блюд можно вклю­чать практически все супы, кроме очень острых — солянок,