logo
ТПП Ковалев 2003 г

Глава 2. Особенности технологии приготовления

блюд для школьников 459

Особенности питания школьников 459

Составление меню , _ 462

Ассортимент блюд школьных столовых 465

ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи курса

Технология приготовления пищи — техническая дисцип­лина, изучающая рациональное приготовление кулинарной продукции в условиях массового производства.

Цель дисциплины — приобретение студентами теорети­ческих знаний о технологических процессах обработки сырья, приготовления, оформления и отпуска кулинарной продукции, оценки ее качества и безопасности.

Предметом дисциплины являются: технология производ­ства полуфабрикатов и готовой продукции на предприятиях общественного питания; физико-химические и биохимические процессы, происходящие в продуктах при их кулинарной об­работке; требования к качеству кулийарной продукции; спосо­бы управления технологическими процессами.

Задачи курса:

Дисциплина "Технология приготовления пищи" состоит из следующих структурных элементов: введения, общих

2

Введение

Введение

3

теоретических основ технологии приготовления пищи; техно­логических процессов обработки сырья и приготовления полу­фабрикатов; технологических процессов приготовления отдель­ных групп блюд и кулинарных изделий; технологии приготов­ления мучных кулинарных и кондитерских изделий; техноло­гии приготовления блюд и кулинарных изделий для специаль­ных видов питания.

Межпредметные связи с другими дисциплинами. Осно­вой для изучения дисциплины служат знания, приобретенные студентами при изучении общеобразовательных и ряда смеж­ных общетехнических и специальных дисциплин.

При обработке продуктов и производстве готовой продук­ции происходит ряд химических процессов: гидролиз дисаха-ридов, карамелизация Сахаров, окисление жиров и т. д. Боль­шинство кулинарных процессов является коллоидными: коагу­ляция белков (при нагревании мяса, рыбы, яиц), получение стойких эмульсий (многие соусы), получение пены (взбивание сливок, белков и т. д.), старение студней (черствение выпеч-ных изделий, каш, отделение жидкостей от киселей, желе), адсорбция (осветление бульонов). Знание химии необходимо, чтобы управлять многочисленными процессами при приготов­лении пищи и контролировать качество сырья и готовой про­дукции.

Данные о составе и потребительских свойствах продук­тов, которые студент получает при изучении курса товарове­дения продовольственных товаров, позволяют технологу пра­вильно решать проблему рационального использования сырья и служат важными критериями для обоснования и организации технологических процессов.

Рекомендации физиологии питания необходимы для орга­низации рационального питания. Они учитывают потребности в незаменимых факторах питания различных контингентов на­селения, дают возможность дифференцированно использовать продукты. Академик И. П. Павлов говорил, что физиологичес­кие данные выдвигают новую точку зрения относительно срав­нительной ценности питательных средств. Мало знать, сколь­ко белков, жиров, углеводов и других веществ содержится в пище. Практически важным является сравнение различных форм приготовления одной и той же пищи (вареного и жарено­го мяса, яиц вкрутую и всмятку, сырого и кипяченого молока и т. д.).

Важнейшим показателем качества пищи является ее безо­пасность для потребителя. Знание и соблюдение правил гигие*

ны питания и санитарии обеспечивают изготовление благо­получной в санитарном отношении продукции и позволяют ус­танавливать строгий санитарный режим на предприятиях об­щественного питания.

Переработка сырья, приготовление кулинарной продук­ции связаны с эксплуатацией сложного механического, тепло­вого и холодильного оборудования, что требует от технолога знаний, получаемых в цикле технических дисциплин.

Дисциплина "Технология приготовления пищи" непосред­ственно связана с такими дисциплинами, как экономика обще­ственного питания и организация производства и обслужива­ния. Изучение этих дисциплин является непременным услови­ем правильной организации производства и повышения его эко­номической эффективности, рационального использования ма­териально-технической базы и трудовых ресурсов, снижения себестоимости продукции. Специалисты общественного пита­ния постоянно общаются с потребителями, и от их общей куль­туры, знания психологии, этики зависит организация обслу­живания.

Предприятия общественного питания получают от пред­приятий пищевой промышленности не только сырье, но и по­луфабрикаты разной степени готовности. На предприятиях пи­щевой промышленности имеются цехи по производству кули­нарной продукции, пригодной для непосредственного потреб­ления: чипсов, готовых соусов (майонезы, кетчупы и т. д.), кон­центратов супов, мясных, рыбных, овощных кулинарных из­делий, замороженных блюд и т. д. Знакомство с технологиями, используемыми в пищевой промышленности, со специальны­ми видами оборудования позволит совершенствовать техноло­гические процессы на предприятиях общественного питания.

Технология приготовления пищи основывается на тради­циях народной кухни, опыте поваров-профессионалов прошло­го, а также на достижениях науки о питании.

Народная кухня и современность

От поколения к поколению передавали люди опыт приго­товления пищи. Они бережно хранили все традиции, связан­ные с едой, понимая, что пища — основа жизни, здоровья и благополучия.

Еще в Древней Греции возник культ Акслепия, мифичес­кого врача-целителя, получившего в Риме имя Эскулап. Его

4

Введение

Введение

5

дочь Гигея считалась покровительницей науки о здоровье, а верной помощницей их была кухарка Кулина. Она стала покро­вительницей поварского дела, получившего название "кули­нария" (от лат. culina — кухня).

Кухня каждого народа, традиции и обычаи, связанные с едой, — одна из важнейших частей его материальной культу­ры. Народная кухня самобытна и отражает историю народа, его национальные вкусы, характер.

Основные черты народной кухни складывались под влия­нием природных условий и особенностей хозяйственного укла­да. Так, в рационе народов Севера преобладали оленина и мясо морских животных; у народов Средней Азии — блюда из риса и баранины; у молдаван — из кукурузы и т. д.

Народная кухня формировалась в соответствии с условия­ми жизни и уровнем развития кулинарной техники. У народов, которые вели в прошлом кочевой образ жизни, до сих пор преобладают блюда, приготовленные в подвесных котлах, у народов Кавказа — жаренные на вертелах, в русской кухне — блюда, приготовленные в русской печи (мясо, жаренное круп­ным куском, тушеные блюда, блюда, запеченные на сковоро­дах, и т. д.).

В народной кухне нашли отражение религиозные воззре­ния народа: мусульмане не едят свинины; многие буддисты — вегетарианцы, а некоторые не едят говядины; иудаисты делят пищу на кошерную и трефную (дозволенную и недозволенную); все блюда православных христиан делятся на постные и ско­ромные.

Народная кухня развивается под влиянием культурного обмена с другими народами. Это естественный и закономерный процесс. Всякие попытки очистить народную кухню от инозем­ного влияния бессмысленны.

Основные черты русской народной кухни сфор­мировались во времена, когда на берегах Днепра возникли круп­ные культурные и политические центры восточных славян. Русская кухня складывалась на основе хозяйственного уклада древних славянских народов — землепашцев и скотоводов. В хозяйстве большую роль играли также охота, рыболовство и бортничество (собирание дикого меда). Поэтому в основе ее лежит гармоничное сочетание продуктов животного и расти­тельного происхождения. Русская печь, которая появилась у древних славянских племен около трех тысяч лет назад, во многом определила характерные черты национальной кухни: особую роль заправочных супов, которые готовились в горш-

ках; обилие и разнообразие мучных выпечных изделий, туше­ных и запеченных блюд; жарку мяса и птицы крупными куска­ми и целыми тушками. Для русской кухни характерно исполь­зование разнообразных продуктов, ассортимент их с каждым годом увеличивается (новые виды овощей, океанические рыбы, нерыбное сырье водного происхождения и т. д.).

Специалисты общественного питания должны бережно относиться к национальным традициям и обычаям, отражая их в ассортименте блюд, способах приготовления, оформлении и сервировке стола. Нельзя механически переносить способы при­готовления блюд и кулинарных изделий в домашних условиях на предприятия общественного питания.

Задача технологов творчески развивать и совершенство^-вать традиции народной кухни применительно к современным условиям, уровню развития техники, новым видам пищевого сырья и особенностям массового производства кулинарной про­дукции.

Профессиональная кулинария

Еще в первобытном обществе наметилось разделение труда среди членов семьи, рода и племени. Чаще всего добыванием пищи занимались мужчины, а ее приготовлением — женщины. Так было и в русских крестьянских семьях. Приготавливали пищу в жилых помещениях. Для этого отводилось место у рус­ской печи (упечье, кут). Уже в Древней Руси в княжеских дво­рах, домах богатых людей и в монастырях появились повара-профессионалы. Тогда же появились поварни в жилых строе­ниях, а затем во дворах и огородах. Слово "кухня" было заим­ствовано из немецкого языка лишь в эпоху Петра I.

В Московском Кремле уже в XV—XVI вв. существовала целая система продовольственного обеспечения: Хлебный дво­рец с многочисленными пекарнями; Кормовой дворец, в веде­нии которого находились поварни; Сытный дворец, ведавший приготовлением напитков. Во дворцах работали многочислен­ные высококвалифицированные повара, приспешники (помощ­ники поваров), ученики поваров.

Развитие профессиональной кулинарии связано с появле­нием предприятий внедомашнего питания. Возникли они еще в Древней Руси. Вначале это были корчмы (от славянского корня "корм"), в которых путники могли найти приют и пищу.

2. Ковалев

6

Введение

Введение

7

Корчмы играли важную роль в жизни местного населения. Это были места встреч, сходок, в них оглашали правительствен­ные указы.

Затем появились придорожные трактиры (от лат. тракт — путь, поток) — гостиницы с обеденным залом и кух­ней. В XVIII в. трактиры открывались в городах, а в XIX в. получили распространение трактиры без гостиниц.

В то же время наряду с трактирами в крупных городах России стали появляться рестораны (от фр. реставрация — восстановление).

В трактирах и ресторанах получила развитие профессио­нальная кулинария, в основе которой лежала народная кухня. Повара-профессионалы развивали и совершенствовали народ­ную кухню, обогащая ее за счет заимствования лучших дости­жений европейских кулинаров.

На этих предприятиях внедомашнего питания приготовле­ние пищи не регулировалось какими-либо нормативными до­кументами. Все зависело от мастерства и интуиции повара. В этом коренное отличие старых заведений трактирного промысла от современных предприятий общественного питания, к кото­рым относятся рестораны, бары, кафе, закусочные, сто­ловые.

Разработка теоретических основ технологии пролуктов общественного питания

В древнейших письменных памятниках Вавилона, Египта, Китая и арабского Востока уже содержатся записи отдельных кулинарных рецептов. В странах Западной Европы большое количество кулинарных книг появилось в средние века. Выда­ющийся деятель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи со­ставил подробное описание многих блюд и напитков в рукопи­си "История искусств".

В XVII—XVIII вв. во Франции, Англии и других странах был издан ряд кулинарных книг. Всемирную славу приобрели сочинения французских гастрономов XIX в.: Карема, Кремо­на, Эскофье и др. Большинство из них, а переведены на русский язык. Сочинения были посвящены описанию блюд ари­стократической придворной кухни и являлись поварскими ру­ководствами. Уже в то время французский кулинар Брилья Саварен сделал попытку связать кулинарную практику с дан-

ными современной ему физиологической науки. Огромную по­пулярность приобрела его книга "Физиология вкуса".

Серьезные экспериментальные исследования процессов, происходящих при кулинарной обработке, были предпри­няты такими выдающимися учеными, как немецкий химик Ю. Либих (1803—1873), физиолог К. Фойт (1831—1908).

В 1911 г. вышла работа одного из основоположников кол­лоидной химии В. Освальда "Мир обойденных величин", в ко­торой поднимались вопросы теоретического обоснования отдель­ных кулинарных процессов.

В России первая кулинарная книга "Поваренные записки" была составлена С. Друковцовым в 1779 г. Выпуск второй кули­нарной книги связан с именем Василия Левшина — деятеля Вольного Экономического Общества России. Это был всесто­ронне образованный человек, агроном, экономист, этнограф, писатель. Он издал в 1795 г. "Словарь поваренный, приспешни-чий, кондитерский и дистилляторский". В этой работе В. Лев-шин, кроме характеристики блюд почти всех европейских стран, дал подробное описание "Поварни русской". Он также собрал и обобщил материал о русской кухне допетровской эпо­хи. Кроме рецептов и рекомендаций приготовления блюд, ав­тор привел многочисленные медицинские замечания о пользе и особенностях различных продуктов.

Еще М. В. Ломоносов в работе "Похвальное слово химии" поднял вопрос о роли науки в поварском деле. Первая попыт­ка экспериментального изучения кулинарных процессов была предпринята в 30-х годах XIX в. В. Ф. Одоевским. Он был писателем, музыкальным критиком, педагогом. Его иссле­дования в области кулинарии носили поверхностный ха­рактер.

Основоположником научной кулинарии следует считать Д. В. Каншина (1830—1904). После окончания Императорского Александровского лицея он работал в Военном министерстве и написал ряд работ о питании солдат, использовании маргари­на и монографию "Интересы желудка", в которой сделал по­пытку обобщить имевшиеся в то время материалы о физико-химических процессах, происходящих при кулинарной обра­ботке. Особый интерес представляет его работа "Энциклопедия питания" (1895), в которой впервые освещаются в системати­ческом порядке вопросы истории и практики кулинарии. В книге содержатся такие главы, как: история питания, этика пита­ния, кулинарная физика и химия, фабрики кушаний (проект

9

8 Введение

создания индустриальных предприятий массового питания), Академия питания (проект организации средних и высших учеб­ных заведений для подготовки специалистов в области массо­вого питания) и др. Д. В. Каншиным предложен термин "обще­ственное питание". Он не ограничивался литературной деятель­ностью, а организовал первую кулинарную школу в России, первые в мире столовые "рационального питания", основал первый научный журнал "Наша пища", опубликовал ряд ста­тей по теории кулинарных процессов, об особенностях нацио­нальных кухонь народов России и т. д.

Глубокая разработка теоретических основ технологии при­готовления пищи стала возможной после организации Инсти­тута питания Академии медицинских наук (с 1920 г. — Инсти­тут физиологии, с 1945 г. — Институт питания), где работали крупнейшие отечественные физиологи — И. М. Сеченова, И. П. Павлова, М. Н. Шатерникова, О. П. Молчановой и др. Ин­ститут питания разработал нормы питания для различных групп населения в зависимости от профессии, возраста, климата и других факторов. Проделал огромную работу по изучению хи­мического состава пищевых продуктов и готовых блюд. Изучил ряд проблем обмена веществ в организме. Создал основы лечеб­ного питания и др.

Разработкой научных и практических вопросов дальней­шего совершенствования общественйого питания в нашей стра­не занимался Научно-исследовательский институт обществен­ного питания. Здесь были разработаны: технологические схе­мы производства кулинарной продукции применительно к ус­ловиям массового производства; способы уменьшения отходов и потерь пищевых веществ; система контроля качества кули­нарной продукции; нормативная документация на кулинарную продукцию и др.

Большую роль в развитии научных основ технологии продуктов общественного питания сыграли вузы, занимающи­еся подготовкой инженеров-технологов общественного питания.

Кулинарное образование в России

Развитие профессиональной кулинарии требовало подго­товки высококвалифицированных поваров для предприятий внедомашнего питания. Уже в Древней Руси появились повар­ские ученики в княжеских и монастырских кухнях. В XIX в.

Введение

во всех ресторанах и трактирах работали ученики — "поварс­кие мальчики". Такая система подготовки поваров сохранялась очень долго.

На IV съезде торговых служащих в 1913 г. приводились некоторые цифры. На 86 обследованных предприятиях работа­ло более 300 "мальчиков", более трети которых еще не дос­тигли 15 лет. Все они работали наравне со взрослыми, но без оплаты. Почти у всех рабочий день продолжался свыше 12,5 ч, а у многих — даже свыше 15,5 ч. Больше половины работников не имело выходного дня. Срок подготовки повара низшей ква­лификации составлял обычно 8 лет. Эта система не могла за­менить регулярного профессионального образования, и в XIX в. начинают создаваться кулинарные школы.

Первая кулинарная школа была открыта в Петербурге 25 марта 1888 г. по инициативе проф. И. Е. Андриевского и кулинара Д. В. Каншина. Хлопоты о создании этой школы дли­ лись три года, так как петербургский градоначальник на давал согласия на ее открытие. В 1894 г. была открыта первая прак­ тическая школа поваров в Москве. В школе обучались в основном женщины. Первоначальный замысел руководителей Русского общества охраны народного здравия (РООНЗ) превратить школу в "академию питания" и "диетическую лабораторию" потерпел крах, и правление РООНЗ отметило, что школа превратилась в "школу кухарок". Учебный план ее состоял из 40 ч лекций по курсам: гигиена — 10 ч, очаги и оборудование 3, физиоло­ гия питания — 3, молоковедение — 3, мясоведение -— 6 и; припасоведение — 15 ч. На практических занятиях изучалось приготовление супов 31 наименования, вторых блюд 41 наиме­ нования, сладких блюд 32 наименований. Обучение продолжа­ лось 64 дня, из которых 36 дней занимала практика.

К 1896 г., как сообщал "Журнал РООНЗ" (1896, № 4), уже работали школы в Варшаве, Тифлисе, Саратове, Одессе, Ека-теринославле, Томске. Школы РООНЗ, хотя и не оправдали надежд своих организаторов, сыграли большую роль в разви­тии русской кулинарии.

Очень интересна была попытка организации при кулинар­ных школах популярных лекций для населения по вопросам кулинарии и рационального питания. На публичных выпуск­ных актах Первой кулинарной школы была хорошая традиция: видные ученые выступали с научными докладами. К работе в школе привлекались крупные ученые и высококвалифициро­ванные повара-практики лучших ресторанов. Среди них осо-

10

Введение

Введение

11

бенно выделялся известный русский кулинар Ф. А. Зест, разра­ботавший систему проведения практических занятий.

Особого внимания заслуживает библиотека Первой шко­лы, представлявшая собой редкое по полноте собрание кули­нарных книг на всех языках мира, которое можно сравнить только с библиотекой Первого Санкт-Петербургского Обще­ства поваров и кондитеров, насчитывавшей более 3000 кули­нарных книг.

При школе был организован первый в России кулинарный музей с прекрасными муляжами, выполненными скульптором Ф. Шмидтом под руководством Ф. Зеста и других кулинаров. Эти муляжи не раз экспонировались на выставках у нас и за рубежом.

Следует также отметить создание первого в России учеб­ника по кулинарии П. П. Александровой "Руководство к изуче­нию основ кулинарного искусства" с добавлением "Курса мясо-ведения" магистра ветеринарных наук М. А. Игнатьева. Учеб­ник был издан в Одессе в 1897 г. Директор Одесской школы в предисловии к этому учебнику писал, что одно только прак­тическое обучение не дает самого главного, а именно — сис­тематических знаний об общих правилах обращения с пищевы­ми продуктами, посудой и очагами, о свойствах продуктов, не дает знаний "о значении и разумной причине каждого дей­ствия, которые и составляют основы кулинарного искусства". Исходя из этого, авторы учебника сделали первую попытку разработать методику преподавания кулинарии, классифика­цию блюд, общие приемы приготовления их.

Возникновение и развитие крупных предприятий обще­ственного питания, фабрик-кухонь и столовых при промыш­ленных предприятиях потребовали организации кулинарных школ нового типа с двух- и трехлетними сроком обучения. Они были организованы в конце 20-х годов нашего века. Учебный план и учебники для них были составлены крупнейшими ку­линарами страны: П. Д. Гришиным, П. В. Александровым, Н. А. Курбатовым, В. П. Никашиным и др.

Для работы на крупных предприятиях питания с цеховым делением, оснащенных механическим, тепловым, холодильным оборудованием, требовались специалисты со средним и выс­шим техническим образованием. Поэтому в 1930 г. была органи­зована сеть техникумов общественного питания (в первую оче­редь в Москве и Петербурге) и вузов этого же профиля (в Москве, Петербурге, Донецке и других городах).

Дальнейшее развитие общественного питания связано с использованием новейших достижений в области физиологии и гигиены питания, технологии приготовления пищи, организа­ции ее производства и реализации, развитием материально-технической базы отрасли, вводом в действие и освоением со­временных предприятий общественного питания, построенных с учетом технологического процесса, оснащенных новейшим технологическим оборудованием.

В решении этих задач большая роль отводится высококва­лифицированным специалистам, овладевшим прогрессивной технологией и новой техникой, способным своим трудом обес­печить повышение эффективности работы предприятий обще­ственного питания, улучшение качества выпускаемой про­дукции.