logo search
Организация обслуживания курс лекций

Обслуживание учащихся в общеобразовательных школах

Основные направления реформы общеобразовательной и про­фессиональной школы предусматривают дальнейшее развитие сети предприятий общественного питания в общеобразовательных шко­лах и улучшение организации школьного питания.

Успешное решение этой проблемы является необходимым ус­ловием правильного физического развития учащихся всех возрастов, сохранения их здоровья, повышения работоспособности. В течение учебного дня продолжительностью 5—6 ч учащийся затрачивает около 600 ккал, т.е. более четверти энергозатрат в сутки. Предостав­ление школьникам горячего питания в течение учебного дня оказы­вает активное влияние на улучшение учебно-воспитательного про­цесса и повышение успеваемости.

Важнейшей задачей организации школьного питания является укрепление ее материально-технической базы. Доведение количест­ва мест в школьных столовых до норматива (250 мест на 1000 уча­щихся) позволит обеспечить всех школьников горячими завтраками, а учащихся, посещающих группы продленного дня, и обедами.

Школьные столовые подразделяют на столовые-доготовочные, работающие на полуфабрикатах, и столовые-раздаточные, реализующие готовые горячие завтраки и обеды.

Столовые-доготовочные получают полуфабрикаты, а столо­вые-раздаточные — готовые блюда в функциональных емкостях и контейнерах с комбинатов школьного питания.

Каждый комбинат школьного питания данного региона еже­дневно обеспечивает горячим питанием от 10 до 40 школ. Однако наибольшая эффективность и удобство в обслуживании достигаются при создании комбинатов школьного питания, включающих кули­нарную фабрику и 50—80 школьных столовых-доготовочных.

В школьных столовых широко внедряют прогрессивные фор­мы обслуживания: реализацию скомплектованных рационов пита­ния с абонементной системой расчета, предварительное накрытие столов, буфеты саморасчета, организацию завтраков по классам, ви­таминные, молочные и чайные столы. Увеличению охвата школьни­ков горячим питанием способствует установка в школьных столо­вых механизированных линий комплектации и раздачи пищи типа «Эффект».

При реализации скомплектованных рационов питания обеден­ные столы в зале устанавливают в виде прямоугольников, состав­ленных из 3—5 столов на 12—50 мест. Столы заблаговременно сер­вируют посудой и приборами. За 5 мин до начала перемены дежур­ные старшеклассники по абонементам (талонам) получают скомп­лектованные обеды и завтраки, доставляют их на подносах или те­лежках в зал, ставят блюда на столы для всего класса. После прие­ма пищи школьники относят использованную посуду к окну посу­домоечного отделения или ставят ее на конвейер.

Реализация скомплектованных завтраков и обедов на механи­зированной линии «Эффект» является наиболее удобной формой обслуживания школьников. При этой форме обслуживания столы в зале устанавливаются в линию, перпендикулярно линии раздачи. На столы устанавливают вазочки с цветами и бумажными салфетками. Секционный накопитель механизированной линии вмещает 120 подносов, на каждом из которых находятся два завтрака, всего 240 завтраков, что соответствует количеству мест в зале.

Обслуживание через буфет ведется в школах, где отсутствуют столовые. В ассортименте буфета предусматривают холодные за­куски, бутерброды, очищенные сырые овощи, соки, молоко и ки­сломолочные продукты, булочки и другие изделия без крема, горя­чие напитки, сладкие блюда (компоты, кисели), фрукты. Горячие блюда включают в меню буфета только при определенных условиях (наличие зала, соответствующего оборудования, помещения для мы­тья посуды). В буфете могут подготавливаться комплексные завтра­ки, а также продукция для столов саморасчета.

Обслуживание в классах производится в виде исключения, на­пример, до организации столовой, и преимущественно для учащихся 1—3 классов, обязательно по согласованию с местной санитарно-эпидемиологической станцией. Завтраки и полдники в этих случаях должны состоять из несложных блюд, легко порционируемых и не требующих большого количества посуды. Доставляют питание в классы на лотках, в корзинах или на тележках. Парты на время прие­ма пищи должны накрываться индивидуальными салфетками. Для хранения и отпуска расфасованных завтраков, а также для мытья посуды администрация школы должна выделять дополнительное помещение.

График (распорядок) работы школьной столовой ус­танавливается администрацией школы по согласованию с админист­рацией предприятия общественного питания. Обычно горячие зав­траки учащиеся получают во время второй и третьей перемен в два или три потока в зависимости от распорядка занятий и вместимости столовой, а обеды — после занятий для групп с продленным учеб­ным днем. Стоимость питания школьников оплачивают родители.

В школьных столовых организовано бесплатное и льготное питание учащихся, особенно из малообеспеченных семей; ослаб­ленным детям в период их пребывания на продленном дне бесплат­но выдают молоко. Льготное бесплатное питание осуществляется за счет муниципального бюджета. Порядок использования средств для бесплатного и льготного питания определяют родительские ко­митеты совместно с директорами школ.

С положительной стороны зарекомендовала себя применяемая в школьных столовых и буфетах абонементная система оплаты за питание. Эта система позволяет лучше учитывать количество пи­тающихся, ускорить обслуживание и увеличить пропускную спо­собность залов.

Администрация столовой (буфета) обязуется обеспечивать учащихся пищей и буфетной продукцией высокого качества по двухнедельному меню, осуществлять доставку продукции из базо­вых столовых или других предприятий общественного питания, проводить ежедневный контроль и бракераж блюд и изделий, обес­печить потребность в кухонном оборудовании, инвентаре, столовой посуде и спецодежде не только для сотрудников столовой (буфета), но и для дежурных и членов родительского комитета.

Администрация школы наряду с руководством предприятия общественного питания отвечает за организацию питания учащихся, предоставляя столовой бесплатно помещения, выделяя соответст­вующих дежурных из состава преподавателей, родительского коми­тета и учащихся-старшеклассников, разрабатывает график посеще­ния столовой (буфета) группами учащихся, обеспечивает охрану то­варно-материальных ценностей предприятия общественного пита­ния.