Обслуживание на производственных предприятиях
Правильно организованное горячее питание на заводах, фабриках, стройках, в шахтах является важной составной частью современной организации материального производства.
Рациональное, комплексное и сбалансированное питание способствует укреплению здоровья людей, восполнению энергозатрат работающих, созданию нормального социально-психологического климата в коллективах производственных предприятий. Не случайно рабочие столовые называют «цехом питания» и «цехом № 1».
Организация общественного питания на производственных предприятиях зависит от особенностей производства и степени концентрации рабочих и служащих. Эти особенности обусловливают режим работы предприятий общественного питания, их расположение, количество мест в столовых и выбор форм обслуживания.
Значительная часть рабочих, занятых в промышленности, трудится в условиях сосредоточенных коллективов. Рассредоточенные коллективы имеются в топливной промышленности, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов. Это строители дорог, линий электропередачи и нефтепроводов, геологи, лесозаготовители и др.
Производственные предприятия с сосредоточенными контингентами работающих в зависимости от характера технологического процесса делятся на три группы: с прерывным, поточным (конвейерным) и непрерывным производственными процессами.
Прерывный производственный процесс предполагает перерыв на обед по истечении определенного времени (3-4 ч) с начала работы предприятия, цеха. При таких условиях работы имеется возможность установить ступенчатый график обеденного перерыва для отдельных участков, цехов, что позволяет обеспечить равномерный поток питающихся.
Поточный (конвейерный) производственный процесс предусматривает организацию питания в обеденное время путем остановки конвейера, что вызывает концентрированный в одно и то же время приток работающих в столовую.
При непрерывном технологическом процессе на предприятиях металлургической, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности отсутствует регламентированный перерыв на обед, работающие используют для приема пищи время технологического перерыва в течение смены, обусловленное технологическим процессом данного производства, поэтому они посещают предприятия общественного питания крайне неравномерно.
Наиболее рациональной формой, обеспечивающей быстроту обслуживания в рабочих столовых, является отпуск скомплектованных завтраков, обедов, ужинов с абонементной системой расчета. Переход на отпуск скомплектованных рационов позволяет внедрить в заводских столовых сбалансированное рациональное питание с необходимым количеством белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.
Внедрение комплексных видов питания позволяет решить задачу механизации отпуска готовой продукции в рабочих столовых. В зависимости от характера производственного процесса, интенсивности потока питающихся и количества мест в залах столовых применяют непрерывную и периодическую систему комплектации и отпуска комплексных обедов.
При обслуживании непрерывных потоков питающихся целесообразно использовать механизированные линии непрерывного действия с непосредственным выходом в зал. К ним относят линии комплектации и отпуска комплексных обедов ЛККО «Поток», механизированную линию комплектации обедов МЛКО «Прогресс». Эти типы механизированных линий предназначены для комплектования и отпуска одного варианта комплексного обеда. Учитывая, что в столовой должно быть в продаже не менее двух вариантов комплексных обедов, в зале устанавливают две-три линии типа ЛККО и МЖО.
Для реализации комплексных обедов в столовых с конвейерной технологией основного производства применяют механизированные линии периодического (циклического) отпуска обедов типа «Эффект».
В связи с особенностями организации технологического процесса на промышленном предприятии может возникнуть необходимость организации общего обеденного перерыва, например, на крупных машиностроительных и машиносборочных заводах, где на время обеденного перерыва останавливаются конвейеры для осмотра и проведения профилактического ремонта.
Система одновременного обслуживания всех работающих за предварительно накрытыми столами была впервые применена в столовых Волжского автомобильного завода (ВАЗа) в Тольятти, а затем на КамАЗе. Например, в одной из крупных столовых ВАЗа насчитывается 2200 мест (два зала по 1100 мест).
В обслуживании рассредоточенных коллективов имеются свои особенности. Работники рассредоточенных коллективов (строители дорог, геологи, лесозаготовители и др.) не имеют возможности пользоваться стационарными столовыми, поэтому для их питания используют временные и передвижные предприятия общественного питания, а также организуют доставку горячей пищи в термоконтейнерах на отдельные объекты, строительные площадки, лесоразработки.
Передвижные столовые ПС-12М, ПС-16 и ПС-24 рассчитаны соответственно на 12, 16 и 24 места. Они представляют собой кузова-прицепы, транспортируемые автомашинами ЗИЛ или МАЗ. Передвижная столовая ПС-24 расположена в двух автоприцепах, в одном из которых находятся зал на 24 места и тамбур с гардеробом и раковиной для мытья рук, в другом — производство, работающее на сырье.
Наряду с передвижными столовыми широко используют вагоны-столовые типа ВС-12А, ВС-14, ВС-28, ВС-30, в которых соответственно от 12 до 30 мест. В вагонах-столовых на 28—30 мест питаются 300—400 человек в сутки.
Для обслуживания рассредоточенных коллективов, работающих в полевых и труднодоступных районах, создают по типовым проектам передвижные столовые усовершенствованной конструкции, работающие на нескольких видах топлива в зависимости от местных условий.
В условиях разобщенных строительных площадок и отдаленных объектов широко применяют доставку горячей пищи в термоконтейнерах типа ТТП-6, которые удобны в транспортировке и сохраняют заданную температуру пищи в течение 4—5 ч при температуре воздуха 30°С. Термоконтейнеры заправляют скомплектованными обедами в стационарных столовых или специализированных столовых-заправочных. Здесь на линии ЛККО судки комплектуют первыми, вторыми и сладкими блюдами, герметично закрывают крышками, устанавливают в термоконтейнеры, которые загружают в специальные кассеты и развозят по объектам специализированным автотранспортом.
Горячее питание для работающих в вечернюю и ночную смены должно быть организовано на каждом производственном предприятии. В вечернее время рабочим должен предоставляться ужин, калорийность которого составляет 30% суточного рациона. В состав скомплектованного ужина целесообразно включать салаты, винегреты, гастрономические продукты, одно второе блюдо, сладкое блюдо или напиток. Второе блюдо может быть мясным, рыбным, овощным. Из напитков можно предлагать чай или кофе с молоком, а также молоко, кисломолочные продукты — простоквашу, кефир, ряженку и т.д. Для рабочих ночных смен прием пищи, содержащей 20—25% суточного рациона, должен быть организован через 3—3,5 ч после начала смены.
Для работников немеханизированного труда и занятых в горячих цехах ночной смены пища должна состоять из первого, второго блюда и напитка. Жидкая часть пищи должна быть не более 0,5 л, что равно полпорции первого блюда и одному стакану кофе или чая.
Работникам механизированного труда, занятым в ночную смену, в рацион рекомендуется включать закуску, первое, второе горячее блюдо и напиток. Для стимулирования центральной нервной системы в ночной прием пищи целесообразно включать крепкий чай или кофе. Молоко следует отпускать перед началом работы или через 1—1,5 ч после начала смены. В ночное время могут отпускаться витаминизированные напитки и чай в течение всей смены. Для этого в цехах устанавливают автоматы.
Время работы столовых должно составлять в вечернюю смену 1,5 ч, в ночную — 1 ч. На производствах с непрерывным технологическим процессом оно увеличивается в вечернюю смену до 2 ч, а в ночную - до 1,5 ч.
В столовой в вечернюю и ночную смены оплата за питание производится в зависимости от принятого метода обслуживания. При отпуске скомплектованных рационов расчет ведется по абонементам или по предварительно проданным чекам, а если предприятие предоставляет дотацию на питание, то по специальным разовым талонам.
Лечебно-профилактическое питание организуется на предприятиях, где условия труда работников связаны с производственными вредностями (химики, металлурги и др.). Для предупреждения профессиональных заболеваний разработаны рационы лечебно-профилактического питания, введена бесплатная выдача молока.
Для предоставления работающим диетического питания при производственных предприятиях организуют диетические столовые или отделения. В соответствии с нормами сеть диетического питания должна составлять 20% общего числа мест в столовых производственных предприятий.
В диетических столовых, помимо общих помещений, обязательных для предприятий общественного питания, строящихся в соответствии с действующими нормативами, должны быть комнаты для отдыха и кабинеты медицинских работников. Столовые или отделения диетического питания, кроме обычного оборудования, должны иметь специальное оборудование и инвентарь для приготовления диетических блюд. Меню составляют по пяти-шести основным диетам (первой, второй, пятой, седьмой, девятой, десятой). При производственных предприятиях количество диет устанавливают в зависимости от обслуживаемого контингента потребителей, но не менее трех.
В диетических столовых применяют самообслуживание с реализацией скомплектованных по отдельным диетам завтраков, обедов, ужинов. В обеденных залах диетических столовых (отделений) должны быть организованы витаминные столы с широким ассортиментом овощных салатов, витаминных напитков, фруктов и овощных соков, кисломолочной продукции, диетических мучных и кондитерских изделий, а также лечебных минеральных вод. Режим работы диетической столовой (отделения) при производственном предприятии должен соответствовать режиму работы этого предприятия. Его согласовывают с руководством и профсоюзной организацией предприятия.
Для обеспечения рабочих и служащих диетическим питанием на льготных условиях по путевкам, отпускаемым за счет средств социального страхования, между администрацией столовой и профсоюзной организацией заключается договор о порядке и условиях организации диетического питания. Путевки рассчитаны на предоставление диетического питания в течение месяца. Часть путевок выдают бесплатно, а остальные с частичной (30%-ной) оплатой их стоимости.
Диетические столовые укомплектовываются поварами, имеющими соответствующую подготовку, знающими технологию приготовления диетических блюд. В штатах диетических столовых (отделений) должны быть предусмотрены должности сестер по диетическому питанию из расчета одна диетсестра на одну смену работы столовой (отделения). Для удобства расчета питание отпускается по абонементам.
- Организация обслуживания Курс лекций
- 260807 Технология продукции общественного питания
- Содержание
- Раздел III. Столовые посуда, приборы, белье................................................................ 16
- Тема 3. Столовые посуда, приборы: общая характеристика……………………….... 16
- Раздел IV. Информационное обеспечение процесса обслуживания…………………. 35
- Тема 4. Средства информации: меню, карта вин, сертификаты………………………. 35
- Раздел V. Этапы организации обслуживания................................................................ 42
- Тема 5. Этапы организации обслуживания................................................................... 42
- Раздел VI. Обслуживание потребителей в ресторане................................................... 50
- Тема 6. Организация процесса обслуживания............................................................... 50
- Тема 7. Методы подачи блюд в ресторане..................................................................... 54
- Тема 8. Последовательность и правила подачи холодных блюд и закусок, горячих закусок, супов, вторых горячих блюд………………………………………………………………….. 59
- Тема 9. Последовательность и правила подачи сладких блюд, кондитерских изделий, горячих и холодных напитков…………………………………………………………………….. 67
- Раздел VII. Обслуживание приемов и банкетов............................................................ 72
- Тема 10. Приемы и банкеты............................................................................................ 72
- Тема 11. Банкет за столом с полным обслуживанием официантами……………...... 77
- Тема 12. Банкет-фуршет.................................................................................................. 82
- Тема 13. Банкет-коктейль................................................................................................ 90
- Тема 14. Банкет-чай......................................................................................................... 94
- Тема 15. Комбинированные банкеты............................................................................. 99
- Тема 16. Неофициальные банкеты.................................................................................. 102
- Раздел VIII. Специальные виды услуг и формы обслуживания……………………… 111
- Тема 17. Специальные виды услуг, их классификация.................................................. 111
- Тема 18. Кейтеринг............................................................................................................ 118
- Тема 19. Современные формы обслуживания................................................................ 129
- Раздел iх. Услуги по организации обслуживания иностранных туристов………….. 137
- Тема 20. Туризм.................................................................................................................. 137
- Тема 21. Социально-ориентированные предприятия питания……………………….. 148
- Раздел XI. Организация труда обслуживающего персонала.......................................... 163
- Тема 23. Функции обслуживающего персонала.............................................................. 163
- Введение
- Предмет, цели и задачи организации обслуживания
- Принципы организации обслуживания
- Порядок указания услуг
- Тема 2. Торговые помещения: виды, назначение, характеристика. Требования к торговым помещениям План
- Норма площади торговых помещений на одно место
- 2. Характеристика торговых помещений
- Интерьер залов
- 4.Оборудование залов
- Размеры ресторанных столов
- 2. Ассортимент фарфорово-фаянсовой посуды
- 6.Деревянная и пластиковая посуда, приборы: виды, назначение
- 7. Столовое белье: виды, назначение
- Характеристика и назначение столового белья
- 2. Лицензирование предприятий общественного питания
- 3. Назначение и правила составления меню, карты вин, карты коктейлей
- 4.Оформление меню
- Расстановка мебели
- Подготовка посуды, приборов, столового белья
- Сервировка столов (завтрака, обеда, ужина)
- Сервировка стола для завтрака
- Сервировка стола для обеда
- Сервировка стола для ужина
- Подготовка персонала к обслуживанию. Проведение инструктажа
- Прием, оформление и выполнение заказа
- 3. Рекомендации алкогольных напитков к закускам и блюдам, температура их подачи
- 4. Виды расчетов с посетителями
- Подача блюд с помощью подсобного стола (английский метод)
- Метод подачи в стол (русский метод)
- Европейский и комбинированный метод подачи блюд
- Правила подачи холодных блюд и закусок
- 2. Правила подачи горячих закусок
- Правила подачи горячих закусок
- Правила подачи супов
- Правила подачи супов
- Правила подачи вторых горячих блюд
- Правила подачи сладких блюд
- Правила подачи кондитерских изделий
- Правила подачи кондитерских изделий
- Правила подачи горячих напитков
- Правила подачи горячих напитков
- 4. Правила подачи холодных напитков
- Правила подачи холодных напитков
- 2.Дипломатические приемы
- Прием заказа на проведение банкета
- Роль менеджера в организации банкетной службы
- Тема 11. Банкет за столом с полным обслуживанием официантами План
- 3. Обслуживание участников банкета.
- Понятие, назначение, характеристика банкета за столом с полным обслуживанием
- 2. Особенности подготовки и проведения банкета
- 3.Обслуживание участников банкета
- 2. Особенности подготовки и проведения банкета
- Посуда и приборы для сервировки банкет-фуршета
- 3.Обслуживание участников банкета
- 2. Особенности подготовки и проведения банкета
- 3.Обслуживание участников банкета
- Особенности подготовки и проведения банкета
- Примерное меню и ассортимент рекомендуемых напитков для банкет-чая
- Обслуживание участников банкета
- Роль менеджера в организации и обслуживании банкет-чая
- Особенности проведения коктейль-фуршета
- Особенности проведения коктейль-фуршет-кофе
- 4. Особенности проведения банкета за столом с полным обслуживанием официантами - кофе в гостиной
- Тема 16. Неофициальные банкеты План
- 2. Особенности организации банкета «Свадьба».
- 3. Особенности организации банкета «День рождения».
- 1.Понятие, назначение, характеристика банкета с частичным обслуживанием официантами
- Характеристика банкета «Свадьба»
- Характеристика банкета «День рождения»
- Особенности организации банкета по случаю чествования юбиляра, встречи друзей
- 1. Услуги по организации питания и обслуживанию участников симпозиумов, конференций, семинаров, совещаний
- Обслуживание в гостиницах
- Обслуживание в номерах гостиниц
- 4. Особенности предоставления услуг по организации питания и обслуживания в местах массового отдыха и культурно-массовых мероприятий
- Обслуживание пассажиров на железнодорожном транспорте
- Обслуживание пассажиров воздушного транспорта
- Обслуживание пассажиров водного транспорта
- Обслуживание пассажиров автомобильного транспорта
- Экспресс-стол
- Воскресный бранч
- Кофе-брейк
- Сырная тарелка и сырная тележка
- Раздел IX. Услуги по организации обслуживания иностранных туристов
- Тема 20. Туризм План
- 1. Виды туризма и классы обслуживания.
- Виды туризма и классы обслуживания
- Классы туристических документов
- Виды иностранного туризма
- Виды иностранного туризма и характер предоставляемых услуг
- 2. Обслуживание групп иностранных туристов в ресторанах и кафе
- 3.Национальная кухня и особенности питания иностранных туристов
- Характеристика особенностей иностранных кухонь
- Организация обслуживания в социально-ориентированных предприятиях питания
- Обслуживание на производственных предприятиях
- Обслуживание социально незащищенных групп населения
- Тема 22. Организация питания и обслуживания в учебных и дошкольных заведениях План
- 1. Обслуживание учащихся в общеобразовательных школах.
- Обслуживание учащихся в общеобразовательных школах
- Обслуживание учащихся профессионально-технических училищ
- Обслуживание студентов высших и средних специальных учебных заведений
- Количество мест на предприятиях
- Требования к официанту
- Требования к бармену
- Требования к буфетчику сервис-бара
- Требования к кассиру
- Пути повышения эффективности использования персонала
- Заключение
- Литература
- 260807 Технология продукции общественного питания
- Организация обслуживания
- 400010, Г. Волгоград, ул. Качинцев, 63.