logo search
Организация обслуживания курс лекций

Обслуживание пассажиров автомобильного транспорта

Пассажирские автостанции предназначены для пассажиров на конечных и транзитных остановочных пунктах междугородных и пригородных маршрутов, их классифицируют по вместимости лю­дей — на 25, 50, 75 чел.

Автовокзал предназначен для обслуживания на конечных и промежуточных пунктах междугородных и пригородных автобусов. Автовокзалы классифицируются по вместимости людей - на 100, 200, 300, 500, 700, 1000 и более человек.

Для обслуживания питанием пассажиров на автостанции пре­дусматривают буфеты на 12, 16, 24 и 36 мест; на автовокзалах — кафе от 15 до 100 мест. На автовокзалах большой вместимости, строящихся по индивидуальным проектам, предусматривают ресто­раны. Режим работы кафе и буфетов определяется режимом работы автовокзала или автостанции и может быть круглосуточным. В ас­сортименте буфетов -— закуски, бутерброды, кисломолочная про­дукция, выпечка, мучные кондитерские изделия, горячие сосиски, яичница, кофе, чай. В ассортименте кафе могут быть также бульоны, вторые блюда несложного приготовления, сладкие блюда, кондитер­ские изделия, кофе. Ассортимент блюд ресторана при автовокзале должен соответствовать данному типу предприятия. В период мас­совых перевозок на автостанциях и автовокзалах открывают допол­нительную мелкорозничную сеть (киоски, палатки), а также органи­зуют торговлю с тележек продукцией собственного производства.

Тема 19. Современные формы обслуживания

План

1. Шведский стол.

2. Экспресс-стол.

3. Зал-экспресс.

4. Воскресный бранч.

5. Кофе-брейк.

6. Сырная тарелка и сырная тележка.

  1. Шведский стол

Организация питания по типу «шведский стол» заключается, прежде всего, в ускорении обслуживания потребителей, что увели­чивает пропускную способность торгового зала, требует меньшей численности квалифицированного персонала и т.д.

Такая форма обслуживания применяется в ресторанах, где завтраками, обедами и ужинами постоянно пользуется большое ко­личество посетителей.

Особых требований к торговым залам для организации обслу­живания посетителей по этому методу не существует. Торговые за­лы должны быть светлыми, хорошо вентилируемыми и достаточно свободными для создания посетителям необходимых удобств.

В зависимости от размера площади обеденного стола, его кон­фигурации и расположения дверей, окон, колонн и т. п., а также от предполагаемого числа посетителей, которые могут прийти одно­временно, в зале устанавливают одну или две раздаточные линии.

Раздаточные устанавливают на расстоянии 1—1,5 м от стен, причем учитывается необходимость исключения встречных потоков посетителей. На остальной свободной площади зала расставляют столы, стулья (рис. 37).

Их накрывают белыми или цветными скатертями. Если крыш­ки столов имеют гигиеническое покрытие, накрывать их скатертями необязательно.

Рисунок 37. План-схема расстановки обеденных столов и разме­щение раздачи при обслуживании по типу «Шведский стол» (первый вариант)

Зарубежной промышленностью выпускается оборудование для этой формы обслуживания. Это передвижное оборудование с лампами для освещения и подогрева блюд, набором емкостей (лот­ков, контейнеров) для хранения пищи; для холодных блюд устанав­ливают охлаждаемые секции. Ассортимент продукции можно пред­ложить следующий:

- завтрак — масло, колбаса, ветчина; сыр; салаты, овощи; блинчики, сырники; каши: мясные, овощные, молочные; яичные блюда; кисломолочная продукция; различные соки; мучные конди­терские изделия;

. - обед — разнообразные салаты из свежих овощей, винег­рет; сельдь, рыба под маринадом; масло, сыр, сметана; из первых блюд — бульон с гренками, пирожками, пюре, борщи и др.; из вто­рых блюд — рыба жареная, мясо отварное, голубцы, котлеты карто­фельные, морковные; гарниры - картофель жареный, каши рассып­чатые, капуста тушеная; на десерт — компот, кисель, желе и горячие напитки (кофе, чай);

- ужин — масло, сыр; ростбиф, буженина; кисломолочная продукция; горячие блюда из рыбы, натурального мяса; овощи ту­шеные; запеканки, блюда из творога; выпечка в ассортименте; чай, фрукты, соки.

Рисунок 37. План-схема расстановки обеденных столов и разме­щения раздачи при обслуживании по типу «Шведский стол» (первый вариант)

Важно, чтобы ассортимент блюд и напитков был раз­нообразным. Потребитель должен иметь возможность попробовать понемногу несколько блюд — это одно из преимуществ «шведского стола». Ассортимент продукции необходимо менять по дням недели.

Посетители, прежде чем войти в зал, предварительно оплачи­вают стоимость разового питания. Для организации групп посетите­лей стоимость питания может быть оплачена предварительно по без­наличному расчету, а каждому посетителю выдается талон-пропуск для отдельного приема пищи. Возле кассы вывешивается меню. При входе в зал посетители отдают чек или талон контролеру и направ­ляются к раздаточной. Посетители выбирают блюда, кладут на та­релки и садятся за стол. В зале находятся официанты, которые сер­вируют столы, убирают использованную посуду. По просьбе потре­бителей официанты могут обслужить их за столом — с учетом воз­раста, физических недостатков и других причин. Здесь же, в зале, может быть организована продажа напитков, табачных изделий за наличный расчет через небольшой бар или с помощью специальных тележек.

Рисунок 38. План-схема расстановки обеденных столов и разме­щения раздачи (второй вариант)

Обслуживание по типу «шведский стол» возможно и без спе­циального оборудования. Для этого сервируют столы по типу «фур­шет», на которое ставят блюда с закусками, бутербродами, соки, фрукты, кисломолочную продукцию в мелкой расфасовке, мине­ральную воду, мучные кондитерские изделия, хлеб, фрукты, кофе в термосах, тарелки стопками, столовые приборы. В тех случаях, ко­гда для «шведского стола» предназначено постоянное помещение, следует устанавливать экспресс-кофеварку. На столах у стен ставят электрические самовары и сервируют столы для чая. При наличии специального оборудования «шведский стол» организуют к завтра­ку, обеду, ужину, а при наличии фуршетного стола — только к зав­траку.

Повара-раздатчики постоянно находятся у раздаточных сек­ций. Повара обязаны поддерживать правильную выкладку продук­тов, вовремя делать заказ на производство на блюда, которые поль­зуются спросом, не допускать перебоев их на раздаче. Продукцию повара-раздатчики получают с производства по заборному листу.