logo search
129575_5679B_kazanceva_n_s_tovarovedenie_prodov

Маркировка товара

Маркировка товара обеспечивает потребителя комплексом необходимой ему товарной информации. Информационная функ­ция маркировки является основной, кроме того, маркировка пред­назначена для идентификации товара, а также должна вызывать положительные эмоции у покупателя и мотивировать принятие им решения о покупке товара.

Товар маркируют текстом, краткой аннотацией, условным обозначением, рисунком и др. Различают производственную мар­кировку и торговую. Производственная маркировка может быть выполнена на ярлыках, вкладышах, этикетках, контрольных лен­тах и др. Торговая маркировка выполняется на ценниках, кассо­вых чеках, упаковочных пакетах и др.

Производственная маркировка может содержать условные обозначения или информационные знаки, которые требуют спе­циальной расшифровки. В информационных знаках применяют также и общепринятые, легкоузнаваемые символы. К информа­ционным знакам относятся товарные знаки, знаки соответствия или качества, манипуляционные, предупредительные, размерные, знаки наименования мест происхождения товара, эксплуатацион­ные, экологические.

Размерные знаки — знаки для обозначения физических вели­чин (массы, объема), определяющих количественную характерис­тику товара.

К условному обозначению физической величины добавляет­ся фактический размер этой величины в принятых единицах изме­рения.

Так, для обозначения массы нетто применяется размерный знак Е (от англ. exactly, нем. exakt — точно, равно).

Манипуляционные знаки — знаки, информирующие о спосо­бах обращения с товарами. Эти знаки наносят в основном на транс­портную тару, реже — на потребительскую. v

Экологические знаки информируют потребителя об экологи­ческой чистоте потребительских товаров, о способах использова­ния или утилизации упаковки. Наиболее распространенный эко-знак — немецкий знак «зеленая точка» («Der grime Punkt»).

Этот знак обозначает, что на упаковку распространяется га­рантия ее возврата, приема и вторичной переработки.

Товарный знак — обозначение, по которому можно отличить товар одного производителя от другого. Товарный знак регистри­руется патентным ведомством в Государ-ственном реестре товарных знаков и зна? ков обслуживания Российской Федерации (Закон РФ «О товарных знаках обслужи­вания и наименования мест происхожде­ния товаров» от 23.09.1992 г.). Товарный Рис. 1.3. Знак лауреата знак может быть графическим изображе-конкурса «Сто лучших нием, оригинальным названием,- сочетани-товаров России» ем букв, цифр или слов. Многие покупа­тели, приобретая товар, ориентируются на товарный (фирменный) знак. В нашей стране и за рубежом изве­стны разные виды товарных знаков.

Изобразительный знак — обозначение в виде фигур, любых форм, пятен, линий на плоскости и в пространстве.

Звуковой — предназначен для восприятия органами слуха, но не относящийся к человеческой речи.

Объемный — имеющий вид трехмерного объекта; а также товарные знаки: комплексный, описательный, рельефный, про­стой, плоскостной, цветной, черно-белый.

Словесный товарный знак (логотип) — наиболее распрост­раненный, его проще создать и воспроизвести. Он представляет собой сочетание букв или слов. Словесные товарные знаки: «Дары моря», пиво «Балтика», «Рот Фронт» (кондитерские товары).

Товарный знак — это как клеймо (бренд) продукции, он вы­деляет фирменные товары на рынке однотипных товаров, позво­ляет продавать их по ценам на 20—30% выше. Отсутствие товар­ного знака на товаре снижает цену на 10—20%.

По степени значимости товарные знаки подразделяются на обыкновенные и престижные. Престижный знак присваивается фирме за особые заслуги перед государством.

В России в 1997 г. было разработано положение о программе «Сто лучших товаров России». Предприятиям, имеющим такие това­ры присваивался знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров Рос­сии» (рис. 1.3). Для повышения качества товаров был объявлен кон­

курс Премии Правительства Российской Фе­дерации (рис. 1.4). Это знак качества XXI века.

В России разработана национальная про­грамма по качеству товаров «Российская мар­ка» (рис. 1.5). Проводятся периодические вы­ставки — конкурсы, в результате которых лауреатам конкурсов присваиваются пре­стижные знаки: платиновый, золотой, сереб­ряный и бронзовый.

Знаки качества присваиваются на два года. По истечении этого срока фирма должна под­твердить знак, или она лишается награды. При­сваивает знаки качества Всероссийский центр испытаний и сертификации Госстандарта. Предприятие, номинированное на платиновый знак качества получает паспорт «Надежное предприятие Российской Федерации».

В маркировке используются компонен­тные знаки, например предназначенные для информации о пищевых добавках. Пищевые добавки применяются, чтобы улучшить не­которые потребительские свойства (внешний вид, сохраняемость товара, его консистенцию и т.д.) продуктов.

Наиболее часто пищевые добавки обозначаются буквой Е (Ев­ропа) и трехзначным или четырехзначным цифровым кодом. Клас­сификация пищевых добавок:

— усилители вкуса и аромата Е600 и далее.

А также применяются подкислители, разрыхлители, гла*-' зури, газы-вытеснители (для продуктов в аэрозольной упаковке и др.).

В настоящее время каждая страна имеет нормативно утверж­денный перечень разрешенных и запрещенных к применению пи­щевых добавок. Для потребителя очень важна информация о пи­щевых добавках на этикетке товара, так как от их присутствия в товаре возможны вредные последствия. В нашей стране перечень разрешенных добавок и их предельно-допустимых концентраций регламентируются «Медико-биологическими требованиями и са­нитарными нормами качества продовольственного сырья и пище­вых продуктов* и «Санитарными правилами по применению пи­щевых добавок».

Маркировка продуктов питания должна содержать основные сведения:

Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов.

Требования к торговой маркировке устанавливаются «Прави­лами продажи отдельных групп продовольственных товаров», а так­же «Правилами розничной торговли».

Общие требования к маркировке:

— достоверность сведений: они не должны вводить покупате­ля в заблуждение относительно изготовителя, страны про­исхождения, количества и качества товара;

Маркирорка должна иметь четкий текст, быть наглядно и кра­сочно оформлена.

Вопросы Оля повторения

  1. Назовите виды маркировки на товаре.

  2. Какие информационные знаки может содержать маркировка?

  3. Перечислите требования, предъявляемые к маркировке товара.

  4. Какие сведения должна содержать маркировка?

  5. Как классифицируют пищевые добавки?