logo
129575_5679B_kazanceva_n_s_tovarovedenie_prodov

Предмет и задачи товароведения

Товароведение — это наука о товарах.

Товар — это продукт материальной деятельности, создан­ный для продажи и удовлетворяющий какие-либо потребности. Товар обладает определенными потребительскими свойствами, которые создают потребительскую стоимость в товаре.

Товароведение как наука и учебная дисциплина изучает потре­бительские свойства товаров. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение», что означает «знания о товарах». Есть много определений товароведения. К примеру, К. Маркс считал, что «потребительские стоимости товаров составляют пред­мет особой дисциплины — товароведения».

Потребительские стоимости товаров являются предметом то- вароведения. Благодаря потребительской стоимости продукция становится товаром, так как удовлетворяет конкретные потреб- ности человека. 1

Возникновение товароведения как самостоятельной дисцип­лины в России относится к XVI в. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению («Торговая книга») с описанием «вся­ких земель» товаров, в которой подробно рассказывалось о при­возных товарах из других стран, а также о товарах, которые экспортировались в то время из России (пенька, меха, воск, мед,

зерно и др). Первый период развития товароведения с середины XVI до XVIII в. называют товароведно-описательным. «

С XVIII по XIX в. товароведение развивается в тесной свя­зи с химией, физикой, биологией и другими науками. С разви­тием промышленности и торговли, совершенствованием есте­ственнонаучных знаний оно приобрело характер научной дис­циплины.

Большое внимание в описании товаров уделялось техноло­гии их производства, поэтому второй этап называют товаро-ведно-технологическим.

Особая заслуга в становлении отечественного товароведе­ния принадлежит Модесту Яковлевичу Киттары (1825—1880). В 1860 г. в труде «Публичный курс товароведения» им была сде­лана попытка дать классификацию товаров.

В развитие товароведения большой вклад внесли П.П. Пет­ров (1850-1928) и Я.Я. Никитинский (1854-1924), Ф.В. Цереви-тинов (1874—1947). Они уточнили задачи товароведения, пока­зали его связь с технологией производства, с сельскохозяйствен­ными и экономическими науками. П.П. Петровым, Я.Я. Ники­тинским, Ф.В. Церевитиновым в 1906—1908 гг. был издан учеб­ник по товароведению промышленных товаров и пищевых про­дуктов в двух томах. Позднее этот учебник был переработан и значительно расширен и вышел в 1914—1915 гг. уже в четырех томах. Этот учебник служил основой для подготовки многих поколений товароведов.

В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов».

В 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения не утратили своей актуальности на современном этапе развития товароведения.

В настоящее время появляются новые пути в развитии то­вароведения — прогнозируется создание товаров с учетом изме­няющихся потребностей.

Третий этап развития товароведения называется товаровед-но-формирующим. Перед товароведением встают новые задачи: управление ассортиментом, оценка качества современного и про­гнозируемого ассортимента, разработка оптимальных условий эксплуатации и ухода за товарами и др.

Товароведение как научная дисциплина связано с такими на­уками, как химия, физика, микробиология. Определение каче­ства продовольственных товаров, условий их хранения основано на химических, микробиологических и физических процессах.

Знание химии позволяет понять причины порчи пищевых продуктов.

Для успешной коммерческой деятельности нужны товаро­ведческие знания в комплексе с маркетингом, менеджментом, бухгалтерским учетом в торговле.

Задачи товароведения

Товароведение как наука и учебная дисциплина должны ре­шать следующие основные задачи:

Качество продовольственных товаров изменяется в про­цессе хранения, реализации, при транспортировке, поэтому задача'товароведения — изучение процессов, происходящих в продовольственных товарах и нахождение оптимальных усло­вий для максимального сохранения их качества, и сокращения потерь.

Вопросы Эпя повторения

  1. Что называется товаром?

  2. Что изучает товароведение?

  3. Назовите этапы развития товароведения.

  4. Какие задачи стоят перед современным товароведением ?