logo
129575_5679B_kazanceva_n_s_tovarovedenie_prodov

Качество товаров

Качество — одна из основополагающих характеристик това­ра, которая оказывает решающее влияние на покупательский спрос и его конкурентоспособность.

Качество — совокупность свойств товара, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соот­ветствии с его назначением.

Основными свойствами продовольственных товаров, которые способны удовлетворять потребности человека в питании, безо-'"' пасны для его здоровья, надежны при хранении, являются: пище­вая ценность, физические и вкусовые свойства, сохраняемость.

Пищевая ценность — это комплексное свойство, которое состоит из энергетической, биологической, физиологической цен­ности, доброкачественности и усвояемости продуктов питания.

Энергетическая ценность характеризуется той энергией, ко­торую получает организм в процессе обмена веществ. Для постро­ения тканей и процессов обмена веществ необходимы все состав­ные части продуктов, а потребность в энергии удовлетворяется в основном за счет белков, жиров и углеводов.

Энергетическую ценность продуктов выражают в килоджоу­лях (кДж) или в килокалориях (ккал) на 100 г.

Исследованиями установлено, что при окислении в организ­ме человека 1 г белков выделяется 4,1 ккал (16,7 кДж); 1 г жира — 2,3 ккал (37,7 кДж); углеводов — 3,75 ккал (15,7 кДж).

Наибольшее количество энергии организм человека получает при окислении спирта и органических кислот.

Энергетическую ценность можно вычислить, зная химичес­кий состав продуктов.

Проставляемые в маркировке товара данные о калорийности продукта призваны помочь покупателю сделать расчеты сбалан­сированного питания.

Биологическая ценность характеризуется белковым составом и содержанием витаминов и минералов. Энергозатраты современ­ного человека невелики и составляют примерно 2500 ккал, поэто­му биологическая ценность продуктов питания имеет особое зна­чение.

Физиологическая ценность — это способность продуктов оказывать активное воздействие на пищеварительную, нервную и сердечно-сосудистую системы человека, на сопротивляемость его организма инфекционным заболеваниям. Так, например, мо­лочная кислота и антибиотики, выделяемые микрофлорой мо­лочнокислых продуктов, препятствуют развитию гнилостных бактерий, способствующих старению организма. Клетчатка и пектин являются регуляторами двигательной функции ки­шечника.

Органолептическая ценность характеризуется такими пока­зателями качества, как внешний вид, вкус, запах, консистенция. В свежих, мало хранившихся продуктах больше биологически ак­тивных веществ. Продукты, имеющие неправильную форму, туск­лую окраску, грубую или излишне мягкую консистенцию хуже усваиваются и даже могут содержать вещества, вредные для орга­низма человека.

Усвояемость относится к важным свойствам пищевой цен­ности продуктов, она зависит от их внешнего вида, вкусовых дос­тоинств, активности и состава ферментов. На усвояемость про­дуктов влияют самочувствие человека, возраст, условия питания и множество других факторов.

Усвояемость белков при смешанном питании составляет 84,5%, углеводов — 94,5, жиров — 94%.

Только усвоенная организмом пища используется для восста­новления энергии. Некоторые пищевые продукты обладают низ­кой энергетической ценностью, но являются незаменимыми в пи­тании, так как являются поставщиком витаминов и важных для организма микроэлементов.

Вкусовые продукты (пряности, приправы) не обладают высо­кой энергетической ценностью, но улучшают вкус, запах, способ­ствуя тем самым усвоению.

Доброкачественность пищевых продуктов характеризуется органолептическими и химическими показателями. Пищевые про­дукты должны быть безвредны и безопасны. Продукты питания не должны содержать вредные соединения (свинца, ртути), ток­сичные (ядовитые) вещества, болезнетворные микробы, посторон­ние примеси, стекло и др.

Сохраняемость продовольственных товаров — это способ­ность сохранять качество без значительных потерь в течение опре­деленного промежутка времени, установленного стандартом или другими нормативными документами.

Сохраняемость пищевых продуктов тесно связана с безопас­ностью, особенно скоропортящихся (молоко, рыба, мясо).

По качеству продовольственные товары подразделяются на классы :

В оптовой и розничной торговле реализуются товары, при­годные к использованию по назначению.

При оценке качества продовольственных товаров могут быть выявлены разнообразные отклонения от заданных или ожидаемых требований (дефекты).

Дефекты в товарах могут быть малозначительными, значи­тельными и критическими.

Малозначительные существенно не влияют на потребитель­ские свойства, на безопасность, сохраняемость продуктов, это мо­гут быть отклонения в размере, форме овощей, плодов. Значитель­ные дефекты ухудшают внешний вид, влияют на использование товара по назначению. Например, трещины, надрывы на корке хлеба; такой хлеб недопустим в продажу, но может быть исполь­зован в других целях. Товар с критическими дефектами не допуска­ется к реализации (бомбаж консервов).

Дефекты могут быть явные и скрытые. Для скрытых дефек­тов не предусмотрены правила, методы и средства обнаружения или их применение нецелесообразно.

Дефекты в товарах могут быть устранимые и неустранимые. Устранимые дефекты — это дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению (зачистка пожел­тевшей кромки сливочного масла).

Неустранимые дефекты устранить невозможно (плесневелый запах хлеба).

Вопросы Оля повторения

  1. Что следует понимать под качеством товара?

  2. Назовите основные свойства продовольственных товаров.

  3. От чего зависит энергетическая ценность продуктов?

  4. Какими показателями качества характеризуется органолепти-ческая ценность продуктов?

  5. Как подразделяются продукты питания по доброкачественности?

  6. От чего зависит усвояемость пищевых продуктов?