Маркировка товара
Маркировка товара обеспечивает потребителя комплексом необходимой ему товарной информации. Информационная функция маркировки является основной, кроме того, маркировка предназначена для идентификации товара, а также должна вызывать положительные эмоции у покупателя и мотивировать принятие им решения о покупке товара.
Товар маркируют текстом, краткой аннотацией, условным обозначением, рисунком и др. Различают производственную маркировку и торговую. Производственная маркировка может быть выполнена на ярлыках, вкладышах, этикетках, контрольных лентах и др. Торговая маркировка выполняется на ценниках, кассовых чеках, упаковочных пакетах и др.
Производственная маркировка может содержать условные обозначения или информационные знаки, которые требуют специальной расшифровки. В информационных знаках применяют также и общепринятые, легкоузнаваемые символы. К информационным знакам относятся товарные знаки, знаки соответствия или качества, манипуляционные, предупредительные, размерные, знаки наименования мест происхождения товара, эксплуатационные, экологические.
Размерные знаки — знаки для обозначения физических величин (массы, объема), определяющих количественную характеристику товара.
К условному обозначению физической величины добавляется фактический размер этой величины в принятых единицах измерения.
Так, для обозначения массы нетто применяется размерный знак Е (от англ. exactly, нем. exakt — точно, равно).
Манипуляционные знаки — знаки, информирующие о способах обращения с товарами. Эти знаки наносят в основном на транспортную тару, реже — на потребительскую. v
Экологические знаки информируют потребителя об экологической чистоте потребительских товаров, о способах использования или утилизации упаковки. Наиболее распространенный эко-знак — немецкий знак «зеленая точка» («Der grime Punkt»).
Этот знак обозначает, что на упаковку распространяется гарантия ее возврата, приема и вторичной переработки.
Товарный знак — обозначение, по которому можно отличить товар одного производителя от другого. Товарный знак регистрируется патентным ведомством в Государ-ственном реестре товарных знаков и зна? ков обслуживания Российской Федерации (Закон РФ «О товарных знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.1992 г.). Товарный Рис. 1.3. Знак лауреата знак может быть графическим изображе-конкурса «Сто лучших нием, оригинальным названием,- сочетани-товаров России» ем букв, цифр или слов. Многие покупатели, приобретая товар, ориентируются на товарный (фирменный) знак. В нашей стране и за рубежом известны разные виды товарных знаков.
Изобразительный знак — обозначение в виде фигур, любых форм, пятен, линий на плоскости и в пространстве.
Звуковой — предназначен для восприятия органами слуха, но не относящийся к человеческой речи.
Объемный — имеющий вид трехмерного объекта; а также товарные знаки: комплексный, описательный, рельефный, простой, плоскостной, цветной, черно-белый.
Словесный товарный знак (логотип) — наиболее распространенный, его проще создать и воспроизвести. Он представляет собой сочетание букв или слов. Словесные товарные знаки: «Дары моря», пиво «Балтика», «Рот Фронт» (кондитерские товары).
Товарный знак — это как клеймо (бренд) продукции, он выделяет фирменные товары на рынке однотипных товаров, позволяет продавать их по ценам на 20—30% выше. Отсутствие товарного знака на товаре снижает цену на 10—20%.
По степени значимости товарные знаки подразделяются на обыкновенные и престижные. Престижный знак присваивается фирме за особые заслуги перед государством.
В России в 1997 г. было разработано положение о программе «Сто лучших товаров России». Предприятиям, имеющим такие товары присваивался знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров России» (рис. 1.3). Для повышения качества товаров был объявлен кон
курс Премии Правительства Российской Федерации (рис. 1.4). Это знак качества XXI века.
В России разработана национальная программа по качеству товаров «Российская марка» (рис. 1.5). Проводятся периодические выставки — конкурсы, в результате которых лауреатам конкурсов присваиваются престижные знаки: платиновый, золотой, серебряный и бронзовый.
Знаки качества присваиваются на два года. По истечении этого срока фирма должна подтвердить знак, или она лишается награды. Присваивает знаки качества Всероссийский центр испытаний и сертификации Госстандарта. Предприятие, номинированное на платиновый знак качества получает паспорт «Надежное предприятие Российской Федерации».
В маркировке используются компонентные знаки, например предназначенные для информации о пищевых добавках. Пищевые добавки применяются, чтобы улучшить некоторые потребительские свойства (внешний вид, сохраняемость товара, его консистенцию и т.д.) продуктов.
Наиболее часто пищевые добавки обозначаются буквой Е (Европа) и трехзначным или четырехзначным цифровым кодом. Классификация пищевых добавок:
-
красители Е100—182;
-
консерванты Е200 и далее (служат дяя продления сроков хранения продуктов);
-
антиокислители Е300 и далее (предохраняют продукты от порчи);
-
стабилизаторы Е400 и далее (сохраняют консистенцию пищевых продуктов);
-
эмульгаторы Е500 и далее (поддерживают структуру продуктов);
— усилители вкуса и аромата Е600 и далее.
А также применяются подкислители, разрыхлители, гла*-' зури, газы-вытеснители (для продуктов в аэрозольной упаковке и др.).
В настоящее время каждая страна имеет нормативно утвержденный перечень разрешенных и запрещенных к применению пищевых добавок. Для потребителя очень важна информация о пищевых добавках на этикетке товара, так как от их присутствия в товаре возможны вредные последствия. В нашей стране перечень разрешенных добавок и их предельно-допустимых концентраций регламентируются «Медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов* и «Санитарными правилами по применению пищевых добавок».
Маркировка продуктов питания должна содержать основные сведения:
-
наименование продукта;
-
сведения об изготовителе;
-
стандарты, которым соответствует товар;
-
информация о сертификации;
-
срок годности и срок хранения;
-
основные потребительские свойства (масса, объем, состав, включая пищевые добавки);
-
пищевая ценность (калорийность);
-
противопоказания к применению;
-
условия хранения.
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов.
Требования к торговой маркировке устанавливаются «Правилами продажи отдельных групп продовольственных товаров», а также «Правилами розничной торговли».
Общие требования к маркировке:
— достоверность сведений: они не должны вводить покупателя в заблуждение относительно изготовителя, страны происхождения, количества и качества товара;
-
доступность: информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей; информация должна быть понятной, используемые термины и определения не должны требовать пояснений и определений;
-
достаточность информации: маркировка не должна быть не-прлной, но и излишняя информация может содержать бесполезные сведения, не вызывая интереса у потребителя.
Маркирорка должна иметь четкий текст, быть наглядно и красочно оформлена.
Вопросы Оля повторения
-
Назовите виды маркировки на товаре.
-
Какие информационные знаки может содержать маркировка?
-
Перечислите требования, предъявляемые к маркировке товара.
-
Какие сведения должна содержать маркировка?
-
Как классифицируют пищевые добавки?
- Н.С. Казанцева товароведение продовольственных товаров Учебник
- Предисловие
- Предмет и задачи товароведения
- Классификация товаров
- Ассортимент товаров
- Свойства и показатели ассортимента
- Качество товаров
- Методы определения качества
- Минеральные вещества
- Углеводы
- Витамины
- Водорастворимые витамины
- Жирорастворимые витамины
- Органические кислоты
- Ферменты
- Красящие вещества
- Пектиновые вещества
- Дубильные вещества
- Потери продовольственных товаров
- Маркировка товара
- Штриховое кодирование
- Глава 2
- Основные зерновые товары
- Ассортимент круп
- Химический состав муки
- Ассортимент муки
- Пшеничная мука
- Требования к качеству муки
- Хлеб и хлебобулочные изделия
- Производство хлеба
- Макаронные изделия
- Сухарные изделия
- Бараночные изделия
- Ассортимент
- Пищевые концентраты
- Классификация и ассортимент пищевых концентратов
- Глава 3
- Химический состав и пищевая ценность овощей и плодов
- Химический состав овощей и плодов
- Свежие овощи
- Клубнеплоды
- Корнеплоды
- Болезни корнеплодов
- Требования к качеству корнеплодов
- Луковые овощи
- Капустные овощи
- Десертные овощи
- Пряные овощи
- Томатные овощи
- Тыквенные овощи
- Зерновые овощи
- Свежие плоды
- Семечковые плоды
- Косточковые плоды
- Орехоплодные
- Субтропические и тропические плоды
- Консервированные грибы Сушеные грибы
- Соленыгрибы
- Маринованные грибы
- Овощные и плодово-ягодные консервы в герметичной таре
- Консервы овощные
- Плодово-ягодные консервы
- Квашеные (соленые) овощи и плоды
- Маринованные овощи и плоды
- Овощные маринады
- Плодово-ягодные маринады
- Томатные продукты
- Сушеные овощи и плоды
- Быстрозамороженные овощи и плоды
- Вкусовые товары
- Пряности и приправы
- Пряности семенные
- Пряности плодовые
- Пряности листовые
- Пряности цветочные
- Пряности корневые
- Пряности коровые
- Приправы
- Чай и чайные напитки
- Черный байховый чай
- Зеленый байховый чай
- Характеристика качества торговых сортов черного байхового чая
- Цвет разваренного ' листа
- Однородный со светло-коричневым оттенком
- Кофе и кофейные напитки
- Алкогольные напитки
- Десертные напитки
- Виноградные вина
- Слабоалкогольные напитки
- Безалкогольные напитки
- Табачные изделия
- Крахмал и крахмалопродукты
- Крахмалопродукты
- Кондитерские товары
- Какао-порошок
- Карамель
- Конфетные изделия
- Восточные сладости
- Кондитерские изделия витаминизированные, диетического назначения, для детей
- Жевательная резинка
- Мучные кондитерские изделия
- Молочные товары
- Требования к качеству
- Кисломолочные продукты
- Диетические кисломолочные продукты
- Вопросы Оля повторения
- Молочные консервы
- Вопросы Оля повторения
- Мороженое
- Требования к качеству мороженого
- Вопросы Вля повторения
- Вопросы Оля повторения
- Масло коровье
- Упаковка, маркировка, хранение масла
- Вопросы Вля повторения
- Глава 7
- Пищевые жиры
- Растительные масла
- Маргарин
- Требования к качеству
- Вопросы Оля повторения
- Животные топленые жиры
- Вопросы Оля повторения
- Кулинарные жиры
- Виды кулинарных жиров
- Вопросы Ода повторения
- Глава 8 Мясные товары
- Классификация мяса
- Категории упитанности и разделка мяса
- Баранина и козлятина. Категории упитанности. Разделка туш
- Клеймение мяса
- Категория
- Категория | в | | с | | н |
- Требования к качеству мяса
- Субпродукты
- Вопросы Оля повторения
- Мясо фасованное
- Вопросы Ван повторения
- Вопросы Оля повторения
- Мясные полуфабрикаты
- Натуральные полуфабрикаты
- Требования к качеству мясных полуфабрикатов
- Вопросы Воя повторения
- Мясные копчености
- Вопросы Оля повторения
- Вареные колбасы
- Вопросы Она повторения
- Полукопчен ые колбасы I
- Копченые колбасы
- Производство сырокопченых колбас
- Варено-копченые колбасы
- Вопросы Оля повторения
- Мясные консервы
- Вопросы Оля повторения
- Яичные продукты
- Вопросы бдя повторения
- Глава 10
- Строение рыбы. Классификация рыб
- Вопросы Оля повторения
- Семейства промысловых рыб
- Семейство осетровых
- Семейство лососевых
- Семейство корюшковых
- Семейство карповых
- Семейство тресковых
- Семейство камбаловых
- Семейство сельдевых
- Семейство окуневых
- Значение
- Вопросы вяя повторения
- Живая рыба
- Качество живой рыбы
- Охлажденная рыба
- Качество охлажденной рыбы
- Мороженая рыба
- Рыбное филе
- Хранение
- Вопросы Оля повшороппя
- Способы посола рыбы
- Вяленая рыба
- Сушеная рыба
- Вопросы Вля повторения
- , Копченая рыба
- Дефекты рыбы горячего копчения
- Рыба холодного копчения
- Вопросы в ля повторения
- Балычные изделия
- Вопросы Оля повторения
- Икра из осетровых
- Икра лососевых рыб
- Дефекты икры
- Икра из других видов рыб
- Нерыбное водное сырье
- Ракообразные
- Моллюски двустворчатые
- Рыбные консервы и пресервы
- Консервы из нерыбного водного сырья
- Требования к качеству рыбных консервов
- Вопросы Оля повторения
- Словарь терминов и определений
- 12 Мес. Со дня упаковки
- Литература
- Содержание
- Глава 1 общая часть
- Глава 2 зерномучные товары
- Глава 3
- Глава 4 вкусовые товары
- Глава 5
- Глава 6 молочные товары
- Глава 7 jtM
- Глава 8 1
- Глава 9 I
- Глава 10 ;